Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

                          

 

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кисловская  средняя  школа 
(победитель ПНП " Образование" 

2008 года) 
Лысковского района
Нижегородской области

 
Программа "Обучение команды актива ученического самоуправления "Лидер"

 

Программа "Обучение команды актива ученического самоуправления "Лидер"

 

Пояснительная записка

Ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самодеятельности в при­нятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. С целью развития и активизации ученического самоуправления необходи­мо обучение актива.

Программа «Обучение команды актива ученического самоуправления «Лидер»» модифицированная: разработана на основе образователь­ной программы «Мы - команда» (2007 г.) Н.А. Шаповаловой, ст. преподавате­ля Белгородского регионального института повышения квалификации и про­фессиональной переподготовки специалистов.

Формирование гражданских компетенций учащихся определяет социаль­но-педагогическую направленность образовательной программы. Позиция личности может быть реализована более эффективно в том случае, если под­росток владеет определёнными знаниями, умениями, навыками. Данная про­грамма предусматривает использование технологии командообразования, обучения управленческим функциям, разработки локальных актов по учени­ческому самоуправлению.

Цель образовательной программы:

Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых учащимся п соуправлении образовательным учреждением.

Задачи:

углубить представления учащихся о взаимодействии в команде;

дать понятие о технологиях управления;

освоить технологии интерактивного взаимодействия.

Программа предназначена для учащихся 15-17 лет, так как возрастные особенности подростков предполагают развитие самопознания, самоопределения, самореализации личности, что способствует формированию лидерс­ких качеств учащихся.

Срок обучения -36 недель.

Режим занятий -1 час в неделю.

Реализация образовательной программы предполагает формирование у учащихся представлений о лидерстве, основах организаторской деятельнос­ти; умений работать в команде и индивидуально; освоение навыка самостоя­тельной деятельности.

Оценка результативности осуществляется посредством диагностик: «Я -лидер» (авторы: Е. С. Федоров, О. В. Еремин, модификация Т. А. Миро­новой), определяется динамика развития операционных ком­муникативных умений (лидерских организаторских качеств) учащихся на начало и конец учебного курса. Другими формами оценки результатив­ности являются наличие портфолио, повышение участия школьников в социально значимой деятельности.

Программа предусматривает работу в группах. Методика подготовки ак­тива представляет собой обучение с применением мини-лекций (теоретичес­кая основа), ролевых и деловых игр, специальных упражнений для разработки и закрепления навыков и умений, групповых обсуждений и анализа конкрет­ных ситуаций из опыта деятельности участников.

Программа состоит из 3-х блоков:

Блок I: Развитие личностных качеств Он включает 13 занятий, на которых у воспитанников – активистов формируются организаторские умения и навыки на основе моделированных управленческих ситуаций (развитие личностных качеств).

Блок II: Учеба актива самоуправления – 23 занятия, на которых активистам детского самоуправления сообщается разнообразная информация, закрепляется на основе практического применения знаний (учеба актива самоуправления).

Блок III: Практический – им является управленческая практика, т.е. работа в органах самоуправления. Реализация годовых Планов Министерствами. ПРИЛОЖЕНИЕ

Блок I: Развитие личностных качеств

 

Тема занятия

Кол-во часов

Упражнения

 

1

Развитие навыков общения и взаимодействия

3

Упражнения “Карлсон сказал”,

“Путаница”, “Взаимодействия”,

“Пилка дров”, “Корабль”

2

Развитие навыков самооценки и понимания других.

3

Упражнение “Зеркало”, “Комплимент”, “Коршун и бабочка”, “Я такой же как ты” , “Похвала”, “Я не люблю”,

3

Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональным состоянием (адекватное поведение в стрессовой ситуации)

3

Упражнения “Хоровод”, “Радость”, “Ярость”, “Самопохвала”, “Гнев”, “Удивление”, “Аплодисменты”, “Испорченный телефон”

4

Развитие навыков принятия и исполнения решений

3

Упражнения “Сорви шапку”, “Пальцы”, “Рука к руке”, “Рассмешить партнера”, “Инициатор движения”, “Профессиональные вопросы”

5

Обобщающее занятее “Дом самоуправления” – деловая игра

1

 

 

 

Всего:

13 часов

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Тема занятия

Количество часов

1

Школьное самоуправление. Принципы и задачи.

2

2

Творческие задания

2

3

Социальные проекты.

3

4

Как организовать дело?

3

5

Практикум “Конструируем КТД”

3

6

Игра как средство развития самоуправления.

Деловая игра (технологическая схема деловой игры)

2

7

Работа с документами Протоколы, отчеты, анализ.

2

Всего:

23 часов

 

 

Блок III: Практический

        

        Предполагается,  через систему занятий, обучение подростков (актива самоуправления: мэров, министров), навыкам уверенного поведения, коммуникативным умениям: отказать, принимать критику и критиковать, адекватно реагировать на похвалу и комплимент, а также на отрицательные высказывания в свой адрес, умению оказывать сопротивление, манипуляциям и групповому давлению, принимать решения. Вооружать знаниями основных форм и методов организации досуга.

В результате у актива должно быть выработано:

§     умение владеть собой, принимать и выполнять правовые и моральные обязательства;

§     умения организовать дело;

§     умение работать в команде;

§     умение вести дискуссию;

§     умение анализировать;

§     коммуникативные умения;

§     адекватная самооценка.

Методическое обеспечение программы

Большое значение в реализации образовательной программы имеют груп­повые формы работы:

  тренинговые занятия, направленные на освоение и развития навыков, необходимых для успешного взаимодействия;

  игры (ситуативные, ролевые, деловые), позволяющие моделировать дея­тельность партнёров в определённой ситуации.

Для эффективного обучения по данной программе используется такая технология как сбор (выездной сбор), который создаёт в автономном про­странстве ситуацию интенсивного творческого взаимодействия участников в организации совместной жизнедеятельности.

 

Методические материалы:

Нормативная правовая и методическая основа деятельности

1. Закон РФ «Об образовании»

2. Положение об органах  ученического самоуправления.

3. Устав школы.

4. Конституция РФ

5. Конвенция о правах ребенка.

6. Всеобщая декларация прав человека 

 

Методическая литература:

1. Бочкарев, В. И. Директору школы о самоуправлении: Пособие для родителей общеобразовательных школ. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2001.

2.  Детское движение. – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2004.

3.  Кабуш, В. Т. Самоуправление учащихся: Учеб. пособие / М-во образования Респ. Беларусь. Акад. последиплом. образования. – 3-е изд., с изменениями. – Мн., 2004.

4.  Самоуправление в школе. – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2002.

 

В работе с ученическим самоуправлением, в условиях нашей школы, и с учетом сложившихся традиций применяются следующие методы работы:

1. Общественное поручение. Ученический совет может вынести решение о поручении выполнить определенную работу с учетом интересов учащихся и степени подготовленности к данному виду деятельности.

2. Общественное мнение. Стимулирует общественную активность, формирует ответственное отношение к порученной общественной работе.

3. Убеждение. Используется в целях формирования необходимой позиции учащегося.

4. Просьба. Ориентирована на вовлечение школьника в работу или активизацию его деятельности, связанной с самоуправлением.

5. Поощрение. Проявляется в форме благодарности органов самоуправления или всего коллектива.

6. Личный пример. Ответственное и инициативное выполнение обязанностей играет позитивную роль в управленческой деятельности.

7. Совет. Метод совместного обсуждения проблем ученического самоуправления, рекомендации товарищу в его деятельност

 

 

Система повышения квалификации педагогических работников:

Координатором и руководителем Школьным самоуправлением является заместитель директора по воспитательной работе Малышева Вера Владимировна. Стаж на занимаемой должности- 22 года.

Обучение  и представление опыта ее работы на районных семинарах и конкурсах:

            1.Фестиваль педагогических инноваций « Идея построения « Школы социально-личностного     самоопределения»,2013 г.

2.Районная учительская конференция «Развитие ученического самоуправления

как форма воспитания компетентной личности»,2014 г.

 

1.2.5.Блок социального партнерства:

 

Взаимодействие с другими органами самоуправления

Взаимоотношения между органами школьного самоуправления и администрацией школы, Педагогическим советом, общешкольным родительским комитетом и другими органами, строятся на основе принципов взаимоуважения и сотрудничества.

Досуговая деятельность, в том числе школьные образовательные события проводятся с участием объединений дополнительного образования. 

Школьники реализуют свои индивидуальные способности в творческих объединениях, кружках и секциях организованных на базе школы.

Средняя наполняемость каждого объединения остается стабильной на протяжении последних лет – 12-15 человек.  Дополнительным образованием охвачено93% обучающихся.

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"