Пояснительная записка
Ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самодеятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. С целью развития и активизации ученического самоуправления необходимо обучение актива.
Программа «Обучение команды актива ученического самоуправления «Лидер»» модифицированная: разработана на основе образовательной программы «Мы - команда» (2007 г.) Н.А. Шаповаловой, ст. преподавателя Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.
Формирование гражданских компетенций учащихся определяет социально-педагогическую направленность образовательной программы. Позиция личности может быть реализована более эффективно в том случае, если подросток владеет определёнными знаниями, умениями, навыками. Данная программа предусматривает использование технологии командообразования, обучения управленческим функциям, разработки локальных актов по ученическому самоуправлению.
Цель образовательной программы:
Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых учащимся п соуправлении образовательным учреждением.
Задачи:
• углубить представления учащихся о взаимодействии в команде;
• дать понятие о технологиях управления;
• освоить технологии интерактивного взаимодействия.
Программа предназначена для учащихся 15-17 лет, так как возрастные особенности подростков предполагают развитие самопознания, самоопределения, самореализации личности, что способствует формированию лидерских качеств учащихся.
Срок обучения -36 недель.
Режим занятий -1 час в неделю.
Реализация образовательной программы предполагает формирование у учащихся представлений о лидерстве, основах организаторской деятельности; умений работать в команде и индивидуально; освоение навыка самостоятельной деятельности.
Оценка результативности осуществляется посредством диагностик: «Я -лидер» (авторы: Е. С. Федоров, О. В. Еремин, модификация Т. А. Мироновой), определяется динамика развития операционных коммуникативных умений (лидерских организаторских качеств) учащихся на начало и конец учебного курса. Другими формами оценки результативности являются наличие портфолио, повышение участия школьников в социально значимой деятельности.
Программа предусматривает работу в группах. Методика подготовки актива представляет собой обучение с применением мини-лекций (теоретическая основа), ролевых и деловых игр, специальных упражнений для разработки и закрепления навыков и умений, групповых обсуждений и анализа конкретных ситуаций из опыта деятельности участников.
Программа состоит из 3-х блоков: 
Блок I: Развитие личностных качеств Он включает 13 занятий, на которых у воспитанников – активистов формируются организаторские умения и навыки на основе моделированных управленческих ситуаций (развитие личностных качеств).
Блок II: Учеба актива самоуправления – 23 занятия, на которых активистам детского самоуправления сообщается разнообразная информация, закрепляется на основе практического применения знаний (учеба актива самоуправления).
Блок III: Практический – им является управленческая практика, т.е. работа в органах самоуправления. Реализация годовых Планов Министерствами. ПРИЛОЖЕНИЕ
Блок I: Развитие личностных качеств
| 
    | 
 Тема занятия  | 
 Кол-во часов  | 
 Упражнения  | 
| 
   
1  | 
 Развитие навыков общения и взаимодействия  | 
 3  | 
 Упражнения “Карлсон сказал”,  
“Путаница”, “Взаимодействия”, 
“Пилка дров”, “Корабль”  | 
| 
 2  | 
 Развитие навыков самооценки и понимания других.  | 
 3  | 
 Упражнение “Зеркало”, “Комплимент”, “Коршун и бабочка”, “Я такой же как ты” , “Похвала”, “Я не люблю”,  | 
| 
 3  | 
 Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональным состоянием (адекватное поведение в стрессовой ситуации)  | 
 3  | 
 Упражнения “Хоровод”, “Радость”, “Ярость”, “Самопохвала”, “Гнев”, “Удивление”, “Аплодисменты”, “Испорченный телефон”  | 
| 
 4  | 
 Развитие навыков принятия и исполнения решений   | 
 3  | 
 Упражнения “Сорви шапку”, “Пальцы”, “Рука к руке”, “Рассмешить партнера”, “Инициатор движения”, “Профессиональные вопросы”   | 
| 
 5  | 
 Обобщающее занятее “Дом самоуправления” – деловая игра  | 
 1  | 
   
   | 
| 
    | 
 Всего:  | 
 13 часов  | 
    | 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
 
| 
 №  | 
 Тема занятия  | 
 Количество часов  | 
| 
 1  | 
 Школьное самоуправление. Принципы и задачи.  | 
 2  | 
| 
 2  | 
 Творческие задания   | 
 2  | 
| 
 3  | 
 Социальные проекты.  | 
 3  | 
| 
 4  | 
 Как организовать дело?  | 
 3  | 
| 
 5  | 
 Практикум “Конструируем КТД”  | 
 3  | 
| 
 6  | 
 Игра как средство развития самоуправления. 
Деловая игра (технологическая схема деловой игры)  | 
 2  | 
| 
 7  | 
 Работа с документами Протоколы, отчеты, анализ.  | 
 2  | 
| 
 Всего:  | 
 23 часов  | 
 
 
Блок III: Практический
         
        Предполагается,  через систему занятий, обучение подростков (актива самоуправления: мэров, министров), навыкам уверенного поведения, коммуникативным умениям: отказать, принимать критику и критиковать, адекватно реагировать на похвалу и комплимент, а также на отрицательные высказывания в свой адрес, умению оказывать сопротивление, манипуляциям и групповому давлению, принимать решения. Вооружать знаниями основных форм и методов организации досуга.
В результате у актива должно быть выработано: 
§     умение владеть собой, принимать и выполнять правовые и моральные обязательства;
§     умения организовать дело;
§     умение работать в команде;
§     умение вести дискуссию;
§     умение анализировать;
§     коммуникативные умения;
§     адекватная самооценка.
Методическое обеспечение программы
Большое значение в реализации образовательной программы имеют групповые формы работы:
•  тренинговые занятия, направленные на освоение и развития навыков, необходимых для успешного взаимодействия;
•  игры (ситуативные, ролевые, деловые), позволяющие моделировать деятельность партнёров в определённой ситуации.
Для эффективного обучения по данной программе используется такая технология как сбор (выездной сбор), который создаёт в автономном пространстве ситуацию интенсивного творческого взаимодействия участников в организации совместной жизнедеятельности.
 
Методические материалы:
Нормативная правовая и методическая основа деятельности 
1. Закон РФ «Об образовании» 
2. Положение об органах  ученического самоуправления.
3. Устав школы.
4. Конституция РФ
5. Конвенция о правах ребенка. 
6. Всеобщая декларация прав человека  
 
Методическая литература:
1. Бочкарев, В. И. Директору школы о самоуправлении: Пособие для родителей общеобразовательных школ. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2001.
2.  Детское движение. – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2004.
3.  Кабуш, В. Т. Самоуправление учащихся: Учеб. пособие / М-во образования Респ. Беларусь. Акад. последиплом. образования. – 3-е изд., с изменениями. – Мн., 2004.
4.  Самоуправление в школе. – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2002.
 
В работе с ученическим самоуправлением, в условиях нашей школы, и с учетом сложившихся традиций применяются следующие методы работы:
1. Общественное поручение. Ученический совет может вынести решение о поручении выполнить определенную работу с учетом интересов учащихся и степени подготовленности к данному виду деятельности. 
2. Общественное мнение. Стимулирует общественную активность, формирует ответственное отношение к порученной общественной работе. 
3. Убеждение. Используется в целях формирования необходимой позиции учащегося. 
4. Просьба. Ориентирована на вовлечение школьника в работу или активизацию его деятельности, связанной с самоуправлением. 
5. Поощрение. Проявляется в форме благодарности органов самоуправления или всего коллектива. 
6. Личный пример. Ответственное и инициативное выполнение обязанностей играет позитивную роль в управленческой деятельности. 
7. Совет. Метод совместного обсуждения проблем ученического самоуправления, рекомендации товарищу в его деятельност
 
 
Система повышения квалификации педагогических работников:
Координатором и руководителем Школьным самоуправлением является заместитель директора по воспитательной работе Малышева Вера Владимировна. Стаж на занимаемой должности- 22 года.
Обучение  и представление опыта ее работы на районных семинарах и конкурсах:
            1.Фестиваль педагогических инноваций « Идея построения « Школы социально-личностного     самоопределения»,2013 г.
2.Районная учительская конференция «Развитие ученического самоуправления 
как форма воспитания компетентной личности»,2014 г.
 
1.2.5.Блок социального партнерства:
 
Взаимодействие с другими органами самоуправления
Взаимоотношения между органами школьного самоуправления и администрацией школы, Педагогическим советом, общешкольным родительским комитетом и другими органами, строятся на основе принципов взаимоуважения и сотрудничества.
Досуговая деятельность, в том числе школьные образовательные события проводятся с участием объединений дополнительного образования.  
Школьники реализуют свои индивидуальные способности в творческих объединениях, кружках и секциях организованных на базе школы.
Средняя наполняемость каждого объединения остается стабильной на протяжении последних лет – 12-15 человек.  Дополнительным образованием охвачено93% обучающихся.