Информационная карта  инновационного опыта
1.Общие сведения
| 
 Ф.И.О. автора опыта  | 
 Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом  | 
 Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала  | 
 Стаж работы в должности  |  
| 
 Малышева Вера Владимировна  | 
 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  Кисловская средняя общеобразовательная школа,  
606231 Нижегородская область, Лысковский район, поселок Нива, улица  Солдатова дом 2    | 
 Заместитель директора по воспитательной работе, учитель географии  | 
 19 лет  |    | 
    | 
    | 
    | 
| 
    | 
    | 
    | 
    | 
2. Сущностные характеристики опыта
| 
 1.Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)  | 
 Активизация познавательной деятельности на уроках географии через использование ИКТ   | 
| 
 2.Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)  | 
 1.            Развитие навыков применения компьютерных технологий в работе учителя географии в условиях модернизации современной школы.  
2.            Расширение арсенала форм, методов, приёмов работы на уроках географии.  
3.            Повышение уровня познавательной мотивации к урокам географии и как следствие - повышение качества знаний.  
4.            Подготовка к ЕГЭ с помощью интерактивных тренингов.  
5.            Принципы работы с электронными версиями мультимедиа учебников.  
6.            Защита учащимися и учителями своих проектов, выполненные как слайд - презентации с использованием программ Power Point, Excel и др.  
   | 
| 
 3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)  | 
 Повысится уровень обученности учащихся, о чем свидетельствуют итоги учебных периодов; возрастет познавательный интерес к предмету, что подтверждает анкетирование и увеличение числа учащихся, выбирающих географию для сдачи выпускного экзамен; выростет уровень сложности исследовательских работ учащихся по предмету (качество выполняемых презентаций).  
   | 
| 
 4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)  | 
  Информационные технологии формируют ключевые компетентности, придают обучению естественный характер,  тем самым создаются благоприятные условия для повышения уровня мотивации познавательной деятельности учащихся делают урок для ребенка комфортным местом общественной жизни, а учебную деятельность — средством реализации и развития личностных особенностей от уровня образовательного стандарта до творческого.  | 
| 
 5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)  | 
  В способах реализации многое может идти от особенностей содержания темы, от учебных возможностей школьников, их эмоционального и познавательного опыта, наконец, от особенностей личности самого учителя. Важным является высокий уровень профессиональной подготовки учителя; готовность к обобщению и распространению собственного опыта; наличие необходимого учебно-методического обеспечения; высокий уровень мотивации на повышение уровня педагогической компетентности учителя.   | 
| 
 6.Результат изменений  | 
 Поиск таких форм обучения, методов и приёмов, позволяющих повысить эффективность усвоения географических знаний, распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.   | 
| 
 7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте  | 
 1.«Активизация познавательной деятельности на уроках географии через использование ИКТ» http://www.openclass.ru/my_page_all    | 
 
3.Описание инновационного опыта учителя*
Обучение с помощью ИКТ — это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде.
В основе обучения с помощью компьютерных технологий лежит, прежде всего, принципиально новая модель организации обучения учащихся, которая представляет интерес для любого творчески работающего учителя и позволяет получить ответ на поставленные ранее вопросы. Получать необходимый опыт работы с ИКТ и возможность обмениваться и делиться им с коллегами мне удаётся благодаря следующим факторам:
1. Наличию современного компьютерного оборудования и интерактивной доски в кабинете географии; 
2. Применению мультимедиа учебников разных авторов с 6-го по 11-й класс, использование другого программного продукта; 
3. Изучению методической, педагогической литературы; 
4.  Наличию коллектива учащихся и учителей, способных работать в новых условиях;
Специфика географической информации состоит в том, что многие процессы, происходящие в природе:
- скрыты от глаз наблюдателя;
- все процессы происходят в динамике.
 Показать процессы в динамике, можно только используя видеоинформацию, материалы мультимедиа, Интернетресурсы. Проанализировав географические знания учащихся, я пришла к выводу, что происходит более глубокое усвоение видеоинформации, в противоположность информации прочитанной или услышанной, особенно, если материал подобран самими учениками. Самостоятельность учащихся на уроке способствует развитию таких личностных качеств как самоопределение, самоактуализация и формирует адекватную самооценку.
 Компьютерные программы в учебном процессе предполагают большие развивающие возможности. Включение таких источников в учебный процесс способствует:
-связи фактологии учебного предмета с реальностью и расширяет информационные интересы учащихся;
-дополняет предмет новыми сведениями;
-поддерживает актуальный уровень предмета;
-способствует развитию личности учащегося.
 Электронные версии мультимедиа учебников не что иное, как новое слово в методической науке и практике обучения, рекомендованы Министерством Образования России и входят в Федеральный комплект учебников географии. Электронная версия даёт более широкие возможности в изучении курса географии:
1.Текст учебников сопровождается большим количеством слайдов; 
2.Практикум активизирует познавательную деятельность учащихся; 
3.Игровые моменты пробуждают интерес к предмету; 
4.Работа с активными элементами на экране развивает логическое мышление; 
5.Мультимедиа курс построен не по принципу поурочного изучения, а даёт представление о теме в целом, расставляя акценты на основных элементах её содержания; 
6.Анимация позволяет смоделировать реальную географическую ситуацию; 
 Помимо практикумов к каждой теме прилагаются тесты, позволяющие оценить степень усвоения темы.
В проведении уроков мною используются мультимедиа материал, тексты учебника, словари и тесты компьютерных версий учебников за 6 – 8 классы «География. Наш дом - Земля», авторы И.В.Душина, В.А. Коринская, В.А.Щенев, 7 кл. «География России», авторы В.П.Дронов, Л.Е.Савельева и др., 8кл. «Начальный курс географии» Петровой Н.Н., 6кл. «Уроки географии Кирилла и Мефодия» 6-11кл. Все учебные материалы одобрены МО РФ и разработаны в соответствии с Государственным стандартом образования РФ. 
Использование современных средств педагогических технологий, информационных компьютерных технологий даёт возможность значительно расширить диапазон операционных действий учащихся при выполнении практических и самостоятельных работ. Можно создавать игровые моменты и использовать видеоматериал для познавательных задач. Можно использовать интерактивный тренинг – подготовка к ЕГЭ, который упрощает старшеклассникам и выпускникам подготовиться к новому виду итоговой государственной аттестации, даёт возможность получить подробный анализ результатов тестирования по географии и устранить пробелы в знаниях, психологически подготовиться к новым требованиям проведения выпускных школьных экзаменов.
 Предложенные мною приёмы использования ИКТ далеко не исчерпывают их функциональные возможности. ИКТ сегодня являются одним из наиболее действенных и необходимых средств обучения, дающих больше свободы, как учителю, так и ученику в выборе методических путей к достижению требований учебной программы. Из этого следуют и поставленные мною задачи:
1.Развитие навыков применения компьютерных технологий в работе учителя географии в условиях модернизации современной школы. 
      2.Расширение арсенала форм, методов, приёмов работы на уроках географии. 
      3.Повышение уровня познавательной мотивации к урокам географии и как следствие - повышение качества знаний. 
      4.Подготовка к ЕГЭ с помощью интерактивных тренингов. 
5.Принципы работы с электронными версиями мультимедиа учебников. 
      6.Защита учащимися и учителями своих проектов, выполненные как слайд - презентации с использованием программ Power Point, Excel и др. 
 Результативность опыта использования ИКТ на уроках географии, можно проследить по следующим фактам: 
1.Повысился уровень обученности учащихся, о чем свидетельствуют итоги учебных периодов; 
2.Возрос познавательный интерес к предмету, что подтверждает анкетирование и увеличение числа учащихся, выбирающих географию для сдачи выпускного экзамена. 
3.Вырос уровень сложности исследовательских работ учащихся по предмету (качество выполняемых презентаций). 
 Продвижение учащихся в развитии, положительные результаты, 100%-ая успеваемость, высокое качество знаний учеников убедили меня в правильности выбора и способствовали разработке инновационных материалов по ИКТ.
Предметом моего исследования является разнообразие методик и форм по развитию познавательной деятельности на уроках географии через использование ИКТ. Изложенные выше факты определили тему моей творческой работы «Активизация познавательной деятельности на уроках географии через использование ИКТ»
 Цель: обеспечение необходимого уровня усвоения школьниками систематизированных знаний по географии через формирование познавательных интересов, формирование способностей к самообразованию, потребности в самосовершенствовании, развитие ИКТ-компетентности. 
В связи с этим определяются задачи:
1.Обеспечение качества усвоения знаний по географии.
2.Развитие общеучебных умений и навыков.
3.Содействие развитию ИКТ-компетентности.
4.Организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности.
При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую как традиционные, так и нетрадиционные подходы в преподавании географии, активно использую новые информационные технологии.
 
4. Экспертное заключение
| 
 Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений  | 
    | 
| 
 Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес  | 
    | 
 
5. Информационные характеристики опыта**
 
 
| 
 Характеристики инновационного опыта** 
   | 
 Обучение***  | 
 Воспитание***  | 
 Дополнительное образование***  | 
| 
 1. Ценности и ценностные ориентации  | 
 Индивидуализация и дифференциация в обучении, расширение кругозора, познавательная активность  | 
    | 
    | 
| 
 2. Цели и задачи 
   | 
 Развитие познавательных интересов. Оптимизация и повышение результативности образовательного процесса  | 
 Общение, исследовательская деятельность  | 
 Индивидуальные способности, творческий рост, интеллектуальный потенциал, исследовательская деятельность  | 
| 
 3. Управление образованием   | 
    | 
    | 
    | 
| 
 4. Содержание образования  | 
 Направленность на развитие познавательной активности в преподавании географии  | 
 Положительная мотивация  | 
 Элективные курсы  | 
| 
 5. Технологии, ИКТ в том числе  | 
 Игровые, личностно-ориентированные, разноуровневые технологии с применением ИКТ  | 
 Личностно-ориентированные, коллективное творческое дело, игра  | 
    | 
| 
 6. Средства 
   | 
 УМК, компьютер.  | 
    | 
    | 
| 
 7. Методы 
   | 
 Проблемные, частично-поисковые, исследовательские  | 
    | 
    | 
| 
 8. Организационные формы  | 
 Индивидуальное, групповое обучение  | 
    | 
    | 
| 
 9. Образовательная среда  | 
 Базовое образование, уроки  | 
    | 
    | 
| 
 10. Информационно-методическая среда  | 
 Открытые уроки, работа в МО, семинары  | 
    | 
    | 
| 
 11. Информационные ресурсы  | 
 Интернет-ресурсы, электронные учебники, электронные библиотеки.  | 
 Интернет, электронные энциклопедии  | 
    | 
| 
 12. Организационные ресурсы  | 
 Учебный план образовательного учреждения  | 
    | 
    | 
| 
 13. Мотивационные ресурсы  | 
 Самореализация.  
Повышение квалификации.   | 
    | 
    | 
| 
 14. Кадровые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в ОУ)  | 
    | 
    | 
    | 
| 
 15. Научно-методические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей)  | 
 Районные семинары учителей географии  | 
    | 
    | 
| 
 16. Материально-технические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей)  | 
    | 
    | 
    | 
| 
 17. Нормативно-правовые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в ОУ)  | 
    | 
    | 
    |