|
Шорхина Антонина Михайловна - учитель математики |
|
Шорхина Антонина Михайловна - учитель математики
Информационная карта педагога-инноватора
1.Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
Шорхина
Антонина
Михайловна |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Кисловская средняя общеобразовательная школа, 606231 Нижегородская область, Лысковский район, поселок Нива, улица Солдатова дом 2 |
Заместитель директора по учебной работе |
15 лет |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Сущностные характеристики опыта
1.Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Проектная культура как часть профессионализма педагогов ОУ |
2.Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
1.Создание условий для инновационной методической работы, ориентированной на овладение педагогами новым инновационным способом профессиональной деятельности - проектированием.
2.Освоение инновационной технологии - проектирование, проектная деятельность, метод проекта.
3.Поиск инновационных средств, методов и приемов, предполагающих наличие деятельностного подхода к реализации проектов. |
3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Использование проектных технологий в учебно – воспитательном процессе |
4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
1.Удовлетворение потребностей ОУ, работающего в режиме развития, в инновациях.
2.Повышение профессионального мастерства педагогов по внедрению инновационных технологий.
Основные идеи:
1.Развитие проектной культуры в образовательном процессе способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с обучающимися и родителями.
2.Проектное управление качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников ОУ.
3.Проектирование заставляет участников инновационного процесса находиться в пространстве множества возможностей.
Исходные теоретические положения:
1.Проектная деятельность педагогов ОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования: направлена на выработку исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов); способствует рзвитию креативности, логического мышления; объединяет знания, полученные в ходе методических мероприятий ОУ и профессиональных сообществ района, а также на курсах повышения квалификации.
2.Проектная деятельность обязательна для педагогов всех категорий образовательного учреждения.
3.Проектная деятельность для педагогов - одна из форм организации воспитательно-образовательного процесса, повышение компетентности, качества образования.
Принципы проекта:
1.Принцип гуманизма. Основывается на усилении внимания к личности каждого обучающегося как высшей ценности общества, установке на формирование гражданина с полноценным физическими, интеллектуальными и моральными качествами, создания максимально благоприятных условий для развития его творческой индивидуальности.
2.Принцип демократизма. Связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса и запросов человека. Предполагает создание предпосылки для усиления активности, инициативы и творчества обучающихся, педагогов, родителей, а также их взаимодействия.
3.Принцип преемственности предполагает обогащение средств, форм и методов воспитания и обучения, предопределяет характер связей между элементами педагогического процесса в ОУ и стилем воспитания в семье.
4.Принцип интеграции и координации. Отражает способы взаимосвязанной деятельности всех субъектов (администрации, сотрудников, педагогов, родителей, обучающихся) в системе дети-педагоги-родители и в соответствующих подсистемах, направленных на согласованную работу. Интеграция обеспечивает взаимодействие как внутри элементов, входящих в воспитательно-образовательный процесс ОУ, так и между ними и характеризует уровень их связей, определяющих целостность.
5.Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого обучающегося и своевременной коррекции проблем в его развитии.
6.Принцип диалогичности. Основывается на утверждении, что только в условиях субъект-субъектных отношений возможно формирование творческой личности. Принцип нацелен в первую очередь на оптимизацию взаимодействия субъектов образовательного процесса.
7.Принцип человекосообразности предполагает учет природосообразности (возрастные, психологические, типологические, индивидуальные особенности и возможности детей) и культуросообразности (соответствие элементов образования модели социокультурного опыта в логике глобального, национального, регионального компонентов) в развитии обучающихся. |
5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
1.Создание ресурсов.
1.1.Организационное обеспечение
1.2.Информационное обеспечение.
1.3.Кадровое обеспечение.
1.4.Методическое обеспечение.
1.5.Нормативно-правовое обеспечение.
1.6.Материально-техническое обеспечение..
2. Управление проектом. |
6.Результат изменений |
Познание себя и ориентация на ценности саморазвития:
1.качественное изменение отношений в коллективе (как взрослом, так и детском);
2.стремленией взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь;
3.снятие в коллективе конфликтности и раздражительности;
4.управление технологическим процессом в зависимости от профессионального уровня коллектива. |
7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
|
III. Описание инновационного опыта
В настоящее время неотъемлемой составляющей деятельности современного ОУ, которое работает в режиме развития, является внедрение инноваций. При этом качество и результаты инновационной деятельности, учитывающей федеральные государственные требования и запросы социума, во многом зависит от реализующих их специалистов.
Проектирование требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, предполагает наличие деятельностного подхода к реализации проектов. Для успешной проектной деятельности в УВП ОУ требуется серьезная подготовка и организация проектирования, дидактическое и методическое и материально-техническое обеспечение. Данный проект реализовывался в три этапа. На первом подготовительном этапе была разработана нормативно-правовая база: положение о контрольной деятельности, мониторинге, о творческой группе, о проектной группе, о методической работе в рамках проектной деятельности. Созданы творческая и проектная группы. Оформлен методический стенд «Проектная деятельность в ОУ». Разработаны методические рекомендации, диагностический инструментарий оценки повышения квалификации педагогов, система стимулирования педагогов, система контроля по внедрению инновационных технологий в ОУ, система проектных мероприятий. Проведен педсовет по итогам реализации задач 1 этапа проекта.
На втором этапе реализации проекта был проведен информационный педсовет на тему «Проектная деятельность в ОУ", также был организован постоянно действующий семинар "Инновационные подходы в учебно - воспитательной работе ОУ»: «Проектная культура как часть повышения профессионализма педагогов», «Проектный метод в деятельности ОУ», «Проектный метод как метод развивающего обучения», «Виды проектов и использование их в УВП», «Проект как мотивация к познанию». Педагогам была оказана консультативная помощь в разработке педагогических проектов. Были проведены открытые просмотры «Интегрированные урокисс использованием метода проекта». На заседаниях творческой группы педагоги презентовали творческие проекты детей. Проведен педсоветы по эффективности реализации педагогических проектов в ОУ «Здоровьесберегающие технологии в учебно - воспитательном процессе ОУ» (реализация проекта "Здоровая школа-школа здоровья"). Разработаны и заведены карта инноваций учителей, диагностическая карта профессионального мастерства и повышения квалификации педагогов. Ежемесячно заполняется карта профессиональной деятельности педагогов, определена степень новаторства педагогов в коллективе (по отношению к инновациям члены коллектива разделились следующим образом: лидеры- 23%, позитивисты-46%, нейтралы-31%), также проверена реакция педагогов на инновационную деятельность в ОУ -59% учителей легко распознают преимущества внедрения нового, 34% пассивны к принятию нововведений, но придерживаются мнения всего коллектива. Проведено тестирование "Отношение к инновационной деятельности", "Восприимчивость педагогов к новому". При проведении круглого стола "Подведение итогов реализации проекта "Проектная культура как часть повышения профессионализма педагогов" был сделан вывод: повысилось мастерство педагогов по внедрению и использованию инновационных технологий (проектная деятельность), в реализацию проектов задействованы все участники образовательного процесса ОУ (педагоги-родители-дети).
V. Информационные характеристики опыта**
Характеристики инновационного опыта** |
Обучение*** |
Воспитание*** |
Дополнительное
Образование*** |
1. Ценности и ценностные ориентации |
|
|
|
2.Цели и задачи |
Цель: создание условий для инновационных процессов в ОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности, на интеграционной основе.
Задачи:
1.Повышение профессиональной культуры педагогов по внедрению инновационных технологий.
2.Развитие навыков планирования (четкого формулирования цели, определение основных шагов по достижению поставленной цели, сроков и средств).
3.Совершенствование навыков сбора и обработки информации и правильного ее использования.
4.Развитие экспертно-аналитических умений (креативность, критическое мышление).
5.Развитие прогностических умений (предполагаемый результат деятельности).
6.Формирование позитивного отношения к проектной деятельности (инициатива, энтузиазм, обязательность в выполнении работы в соответствии с установленным планом и графиком). |
|
|
3. Управление образованием (как для ОУ, так и для учителей и классных руководителей) |
1)Анализ возможностей для реализации проекта.
2)Организация разработки проекта.
3)Разработка стратегии и поэтапных планов реализации проекта.
4)Согласование планов реализации проекта с программами, используемыми в педагогическом процессе ОУ.
5).Контроль за разработкой и реализацией проекта |
|
|
4.Содержание образования |
|
|
|
5. Технологии, в том числе ИКТ |
Проектные технологии, ИКТ |
|
|
6.Средства |
|
|
|
7.Методы |
|
|
|
8.Организационные формы |
Педсоветы, круглые столы, семинары, интегрированные уроки |
|
|
9. Образовательная среда |
|
|
|
10. Информационно-методическая среда |
|
|
|
11.Информационные ресурсы |
1.Создание информационного банка по проектной деятельности.
2.Накопление информации об издании новой методической литературы по проектной деятельности |
|
|
12.Организационные ресурсы |
1.Определение перечня функций управления проектом.
2.Распределение функций управления между организаторами проекта.
3.Организация работы должностных лиц, ответственных за разработку и реализацию проекта (распределение поручений, заданий, контроль за исполнением).
4.Организация работы (подготовка, проведение заседаний, оперативных совещаний, организация исполнения решений). |
|
|
13.Мотивационные ресурсы |
|
|
|
14.Кадровые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в образовательных учреждениях) |
1.Разработка перспективного плана повышения квалификации педагогов.
2.Организация направления на курсы повышения квалификации педагогов.
3.Разработка плана выявления, обобщения и распространения педагогического опыта, определения форм и методов его распространения.
4.Выявление, обобщение передового педагогического опыта, разработка мер по его распространению.
5.Проведение мероприятий по распространению передового опыта в рамках ОУ, района.
|
|
|
15.Научно-методические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей) |
1.Организация приобретения новой методической литературы.
2.Выявление потребности в научно-методических разработках.
3.Разработка методических материалов.
4.Распределение обязанностей и объема методической работы между творческими и рабочими группами, отдельными педагогами.
5.Контроль за процессом разработки проектов.
6.Организация и проведение оценки, апробирование методических разработок по проектной деятельности.
|
|
|
16.Материально-технические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей) |
1.Разработка изменений материально-технической базы ОУ.
2.Приобретение нового оборудования, средств обучения.
2. Управление проектом.
1)Анализ возможностей для реализации проекта.
2)Организация разработки проекта.
3)Разработка стратегии и поэтапных планов реализации проекта.
4)Согласование планов реализации проекта с программами, используемыми в педагогическом процессе ОУ.
5).Контроль за разработкой и реализацией проекта |
|
|
17. Нормативно-правовые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в ОУ) |
1.Согласование нормативно-правовой базы введения новшеств с вышестоящими организациями: управление образования, НИРО.
2.Разработка нормативно-правовой базы: приказы, распоряжения, положения, рекомендации.
3.Внесение изменений в действующую нормативно-правовую базу |
|
| |
|
|