Работа в школе по поддержке здоровья детей

        

                                          
                  

 

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кисловская  средняя  школа 
(победитель ПНП " Образование" 

2008 года) 
Лысковского района
Нижегородской области

 

 

Работа в школе по поддержке здоровья детей

Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение. Еще А.Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности, от:

- активного участия в этом процессе самих учащихся;

- создания здоровьесбергающей среды;

- высокой профессиональной компетентности и грамотности педагога и родителей;

- тесного взаимодействия с социально-культурной сферой.

Остановимся на аспекте – работа с родителями.

Эта работа носит у нас планомерный характер. Работа учителя, направленная на укрепление здоровья своих учеников будет иметь малый успех, если она ведется в аспекте учитель - дети. В этой работе не хватает звена: учитель – родители, родители-дети.

Идея скоординировать усилия взрослых на активизацию самого субъекта воспитания – ребенка возникла у нас давно, но реализуется довольно трудно, так как вы знаете, что очень не легко привлечь родителей к проблемам школы.

Для организации работы образовательного учреждения, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся, необходима психологическая перестройка самих учителей и родителей. Надо этой проблемой «заболеть». Только при полном понимании и поддержке со стороны родителей можно достичь поставленной цели.

Мы все понимаем, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный возраст. В этот период ребенок значительную часть времени проводит в семье. Вот почему именно в семье закладываются основы отношений к себе и своему здоровью. Здоровый образ жизни – это радость для больших и маленьких в доме, это залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром.

На протяжении нескольких лет на общешкольных родительских собраниях затрагиваются вопросы, касающиеся здоровья детей. Это «Нравственность и здоровье» (2001-2002г.), «Дети и телевизор», «Дети и компьютер», «Организация совместного досуга родителей и детей» (2002-2003г.), где родители Баженова М.Л. и Уткина Н.И. делились своим опытом привития любви к спорту, «разговор о сотовых телефонах», «О правильном питании», «О прививках» (2003-2004г.), «Наркотики в жизни подростка» (2004-2005г.), «Контроль родителей за состоянием здоровья учащихся ( о распространении гепатита А, «Формирование здорового образа жизни» (2005-2006г.), «Школа правильной осанки», «Сигнал тревоги – Россия одна из самых курящих стран мира», «Опасная грань» (2006-2007г.), «О проблемах воспитания здоровых детей» - такой цикл бесед проводят классные руководители на классных родительских собраниях. Вместе с родителями обсуждаются вопросы по изменению состояния здоровья у детей, вместе ищем причины появившихся проблем.

В нашей школе мы используем разные формы проведения родительских собраний:

- в виде устных журналов;

- в виде обращения учителей к родителям;

- в виде меморандума от ребенка к родителю;

- в виде родительского лектория;

- в виде консультаций, бесед;

- в виде совместных с детьми родительских собраний.

Родительский комитет разрабатывал кодекс родителей, а группа родителей знакомила с этим кодексом остальных родителей. На родительских собраниях социальный педагог знакомит с результатами анкетирования по вопросам здоровья, осуществляем просмотр видеороликов о распространении наркотиков на территории Лысковского района. Учитель физкультуры и психолог школы проводят практические занятия с родителями с показом на детях и на самих родителях (снятие стресса, психологические настройки, комплекс утренней гимнастики, упражнения для сохранения красивой осанки, снятие боли).

На каждом собрании мы раздаем памятки по проблемам воспитания и здоровья детей. А чтобы эти памятки не терялись, 3 года назад я обратилась к родителям с просьбой создать «Папку семейного воспитания» и вкладывать туда не только наши памятки, но и все вырезки из газет, касающихся воспитания детей. Многие создали эти папки, назвав даже иначе «С любовью к своему ребенку». В этом году такие папки создали и родители, чьи дети посещают детский сад.

В 2005 году (в сентябре) прошло соединение школы с детским садом. В детском саду работает университет педагогических знаний, где педагоги вместе с родителями разбирают различные педагогические ситуации, а также «Мамина школа», где медицинская сестра консультирует мам по теме «Расти здоровым, малыш». Все консультации и для родителей собраны в папочках, которые имеются в каждой группе). Каждый родитель может взять папку с консультациями домой и в спокойной обстановке прочитать и разобраться (например, как делать точечный массаж для профилактики ОРВи). Темы для консультаций разнообразны: «Баночный массаж», «Вирусам - заслон», «Как преодолеть страхи ребенка».

Медсестра проводит беседы для родителей «Причина частых заболеваний», «Режим дня, питания, закаливания ребенка в выходные дни», «Профилактика плоскостопия и патологической осанки у детей», «Одежда ребенка в разные сезоны года» и др. Часто родители сами просят дать консультацию по тому или другому вопросу.

Большая работа ведется с родителями по наглядной агитации. Для родителей оформляются красочные агитационные стенды: «Мама и папа! Бабушка и дедушка! Дайте шанс своему ребенку расти крепким и здоровым», «Внимание, витамины!», «Полноценный завтрак каждый день – залог здоровья, заряд сил и хорошего настроения».

В родительских уголках вывешивается информация на медицинские темы:

- ушибы:

- профилактика отравлений;

- закаливание;

- лекарственные травы;

- профилактика травматизма;

- ядовитые грибы и ягоды;

- естественные факторы оздоровления.

Создан уголок здоровья, в котором также меняется ежемесячно информация:

- туберкулез;

- грипп;

- бронхиальная астма;

- стригущий лишай;

- ветряная оспа;

- гепатит;

- гайморит и др.

Еще раз хочется повториться, что большая роль в воспитании у ребенка потребности быть здоровым отводится семье. Семья – первый институт, в котором закладываются основы будущей здоровой личности. Родители и педагоги должны предъявлять ребенку единые обоснованные и понятные ему требования.

Когда учителя начальных классов сталкиваются с проблемой частых простудных заболеваний у младших школьников, выясняется, что проблема не в ребенке, а в чрезмерной опекаемости родителей. Боясь за свое дитя, родители неосознанно наносят его здоровью вред. На родительском собрании предлагаем ролевую игру родителям: - представьте, что вы собрались на прогулку. Оденьтесь так же, как вы одеваете детей. А теперь бегом на горку и с удовольствием в течение часа катаемся. Пора возвращаться домой, что с нами происходит. Даже майка становится сырой от чрезмерно отяжеленной одежды. И тут достаточно легкого ветерка, минутного стояния как подкрадывается простуда… Таким образом, мы вместе решаем многие проблемы.

Очень много приходится родителям объяснять о необходимости соблюдения детьми режима дня, приближенного к режиму детского сада и школы. Каждый педагог добивается, чтобы в разработке режима дня принимали активное участие и родители, и дети, т.к. в каждой семье есть свои законы, устои, нюансы. Даже в режим мы включаем и время, когда родители могут проверять домашнее задание у ребенка, и время, которое они используют для совместного общения (это и минутки здоровья, и беседы по душам, и совместны прогулки).

Стараемся привлекать пап в постройке дома, в квартире, на даче, в саду турников, качелей, шведской стенки, каната. Для этого одно из собраний мы провели для пап «Быть хорошим отцом – подлинный талант». Что нам стоило собрать многих пап? Это и красочные объявления агитационного характера «Если не вы, то кто же» это и приглашения, это и привлечения администрации ЗАО Нива, чтобы те способствовали явке пап (провели беседу, отпустили пораньше с работы, других прямо усовестили, направляли). Большую активность проявили и сами дети, оторвав пап от дивана и телевизора. Провели анкетирование. Познакомились с результатами анкетирования детей «Отцы глазами детей», провели экзамены для пап «Эрудиция пап». Каждому папе вручили памятки в виде рекомендаций для отцов. После этого многие семьи приобрели для своих детей спортивный инвентарь: лыжи, коньки, клюшки, детский бассейн, мячи, скакалки, гири, гантели.

В рамках воспитательной модели используются такие формы работы с родителями, как совместные спортивные развлечения: День здоровья, «Веселые старты», лыжные эстафеты, праздники к важным датам (где также привлекаются родители к играм, беседам), прогулки, Дни радостных встреч (практические занятия), которые ведут сами родители для воспитания привычки к аккуратности, чистоте, привития простейших навыков самообслуживания, для удовлетворения потребности в общении и движении. Для проведения Дней радостных встреч мы выбрали методы воспитания: игра, игровые действия, решение проблемных ситуаций, метод комментированного действия, стимуляция двигательной активности, обыгрывание ситуаций. Так родители под руководством учителя пробовали сами провести эти дни встреч, назвав их практическими занятиями в «Школе здоровья»:

«Для чего нужна вторая сменная обувь»

«Носовой платок! Нужен ли он».

«Почему нужно проветривать помещение».

«От чего защищает нас зонтик»?

«Что будет, если…»

«Копилка здоровья».

«Воды холодной не бойся – ежедневно ею мойся».

«Хочу все знать» и т.д.

 

Готовится выпуск газеты для родителей «Мы – здоровая семья» с тематикой «Как помочь ребенку быть здоровым», тем самым привлечь родителей к более тесному сотрудничеству со школой в деле укрепления здоровья детей.

Многие учителя проводят праздники «Мама, папа, я – спортивная семья».

Среди начальных классов был проведен вечер «Мама, папа, я – нивская дружная семья», где тоже были элементы подвижных игр, спортивных соревнований, советы доктора Айболита. Этот праздник объединения всех. Это действительно был праздник семьи. Если на родительские собрания приходят по одному родителю, то здесь оба родителя и все дети были вместе. И самое главное, чтобы провести этот праздник, семьи собирались несколько раз для помощи учителю, для консультаций по домашнему заданию, для изготовления декораций наглядности и спортивного инвентаря, для рисования генеалогического дерева, герба семьи, для тренировок в спортивных состязаниях и викторинах.

В воспитательной и здоровьесберегающей работе школы необходимо учитывать и зависимость поведения, состояние школьников от воздействия средств массовой информации. При возможностях этой индустрии в современном мире от ее воздействия на людей многое зависит. Приходится признать, что на психологическое здоровье населения, особенно подростков, воздействие СМИ скорее негативное. Огромный объем ненужной информации, поступающей в сознание и подсознание по каналам СМИ, перегружает память, отвлекает внимание от важных дел, вызывает утомляемость, повышенную нервозность, раздражительность.

Конечно, школа и родители не могут коренным образом изменить работу СМИ, но скорректировать их воздействие на психику, здоровье школьников – не только возможная, но и необходимая задача школы и родителей. Об этом часто напоминают классные руководители родителям, чтобы те регламентировали просмотр передач детьми, помогали своим детям делать правильный выбор передач.

Темы «Ребенок у телевизора», «Ребенок у компьютера» в программах «родительского университета» стали самыми востребованными теми родителями, которые осознают опасность бесконтрольного просмотра их детьми телепередач, видеофильмов и компьютерных игр.

Итак, при выборе направления работы с родителями по вопросам здоровьесбережения коллектив нашей школы учитывают следующее:

- социологический опрос родителей (каким видят родители своего ребенка);

- создание условий для психофизического благополучия детей в школе и семье;

- сотрудничество в вопросах оздоровления;

- привлечение родителей к работе педсоветов, совещаний;

- сотрудничество с семьей по проблемам формирования здорового образа жизни у детей.

Дата последнего обновления страницы 05.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения