Ревина Оксана Евгеньевна - учитель начальных классов

        

                                          
                  

 

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кисловская  средняя  школа 
(победитель ПНП " Образование" 

2008 года) 
Лысковского района
Нижегородской области

 

 

Кузнецова Оксана Евгеньевна - учитель начальных классов

 

Информационная карта  педагога-инноватора

 

1.Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Кузнецова Оксана Евгеньевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  Кисловская средняя общеобразовательная школа, 606231 Нижегородская область, Лысковский район, поселок Нива, улица  Солдатова дом 2 

Учитель начальных классов, учитель музыки

7 лет

 

 

 

 

 

 

 

2. Сущностные характеристики опыта

1.Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Использование потенциала интерактивной  доски и других средств ИКТ при обучении в начальных классах при реализации стандартов нового поколения

2.Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

В XXI веке все больше внимания уделяется вопросу внедрения современных информационных компьютерных технологий практически во все сферы деятельности человека. Сфера образования не могла стать исключением. Именно сфера образования наряду с немногими другими характеризуется огромным потенциалом и разнообразием направлений применения компьютерных технологий.

Противоречия:

Между:

-однообразием содержания учебного материала и многообразием форм использования ИКТ;

-различными темпами усвоения учащимися программного материала и необходимостью усвоения программы;

-требованиями программы начального образования и индивидуальным развитием ребенка;

-коллективной формой обучения и индивидуальным развитием личности ребенка;

-содержанием программы и требованиями государственного образовательного стандарта начального образования нового поколения.

 

3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

 Сущность опыта заключается в использовании интерактивной доски и других средств ИКТ на уроках в начальной школе и организации совместной учебно-познавательной деятельности учителя и обучающихся с целью повышения мотивации обучения, развития познавательных навыков, творческого потенциала обучающихся. Среди вариантов использования мультимедиа можно выделить - проведение компьютерных уроков; применение электронных учебников и электронных пособий; использование презентационных и мультимедийных технологий: обращение к ресурсам Интернета, использование компьютерных технологий для подготовки печатных материалов к уроку и внеурочной деятельности.

Преимущества использования ИКТ:

O обеспечивает высокую степень дифференциации обучения;

O повышают мотивацию обучения;

O активизируют познавательную деятельность учащихся;

O повышают интерес к изучаемому предмету.

O делают обучение более эффективным (экономия времени, необходимое для изучения материала, в среднем составляет 30%);

O повышает объем выполняемой работы в 1,5-2 раза.

 

4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

 Новизна

ИКТ – новая педагогическая технология, которая позволяет не только модернизировать учебный процесс, повысить его эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Современную школу невозможно представить без процесса информатизации образования, которая должна помогать решению двух основных задач школы: образование - для всех и новое качество образования - каждому. Применение ИКТ в процессе обучения является одним из направлений, реализующих основную цель современной школы: развитие индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться в информационном пространстве. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных ИКТ, реализующей принципы личностно ориентированного образования. Каждый учитель должен уметь подготовить и провести урок с использованием мультимедиа, т.к. ему представляется возможность эффективно организовать познавательную деятельность школьников, формировать высокий уровень мотивации, интереса к учебной деятельности.

5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Наличие материальных и программно-методических ресурсов (компьютерный класс, мультимедийный проектор, локальная сеть, Интернет).

Разработка вариантов тематического и поурочного планирования.

Создание благоприятных условий для развития каждого ребёнка. Использование гуманного подхода при организации учебно-воспитательного процесса; активизация учебно-познавательной деятельности с учетом дифференциации и индивидуализации личностного подхода; создание ситуаций успеха и сотрудничества на уроках.

Интеграция в образовательном процессе традиционных приемов с привлечением современных интерактивных средств и технологий.

Расширение межпредметных связей. Интеграция учебных предметов 

6.Результат изменений

 Установлена педагогическая целесообразность и эффективность применения ИКТ, которая позволяет:

• усилить образовательные эффекты;

• интенсифицировать процесс объяснения нового материала;

• повышать познавательную активность обучающихся;

• повысить качество усвоения материала;

• осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

• организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями;

• развитие самостоятельности обучающихся, повышение их творческой активности.

7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

 

 

III. Описание инновационного опыта учителя

 Увеличение умственной нагрузки на уроке заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к предмету, их активность. Немаловажная роль здесь отводится ИКТ. Ведь перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в новом информационном обществе, подготовить их к продуктивной деятельности в новых экономических условиях.

Применение компьютера в учебно-воспитательном процессе обосновано при всех формах урока и внеурочной деятельности.

Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, ко всему прочему – это идеальная электронная доска. Изменение технологии получения знаний на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности, ведёт к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта, как в мире знаний, так и в становлении Личности ученика.

Обычно ученики, имеющие низкие учебные возможности не могут проявить себя, а, имея в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер поможет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях. Решая компьютерные тесты, учащийся получает объективную оценку своих знаний и умений и рекомендации по ликвидации пробелов. Конфиденциальность полученных результатов благоприятно сказывается на психическом здоровье ребёнка. Однако не факт что использование компьютера на уроке даёт возможность овладеть математикой и информатикой «легко и счастливо». Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом

Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся. Богатейшие возможности для этого представляют современные информационные компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Так же, возможны ситуации, в которых будет иметь смысл сначала проводить обзор раздела или только демонстрировать нужную тему без углубления и накопления знаний или навыков, а углубление и совершенствование навыков использования нужной темы в дальнейшем можно осуществить за счёт самообразования. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.

Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

·усвоить базовые знания по предмету;

· систематизировать усвоенные знания;

· сформировать навыки самоконтроля;

· сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности;

· оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Методика использования мультимедиа технологий предполагает:

-совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;

-усиление мотивации учения;

-улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;

-повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;

-демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.

Мультимедийный урок можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.

Формы и место использования мультимедиа на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения:

1) При изучении нового материала.

2) На этапе актуализации знаний.

3) Для проверки знаний.

4) Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам.

5) При закреплении изученных знаний на этапе фронтальной работы.

6) Средство эмоциональной разгрузки.

Использование мультимедиа на уроках превращает их в творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения, позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы класса или группы учащихся.

Контроль и коррекция ЗУНов, осуществляемые с помощью компьютера, даёт возможность быстро и эффективно оценить успехи ученика, снизить трудоёмкость подготовки процесса контроля обучающихся учителем.

Широко применяется ИКТ и во внеурочной деятельности: классные часы, заочные виртуальные путешествия, викторины, интеллектуальные игры.

В работе с родителями ИКТ позволяют учителю предоставить объективную информацию об успеваемости ребенка, а также в интересной форме провести встречу с родителями.

Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

 

 

V. Информационные характеристики опыта**

Характеристики инновационного опыта**

Обучение***

Воспитание***

Дополнительное

Образование***

1. Ценности и ценностные ориентации

Познавательные навыки, критическое мышление

Развитие индивидуальных образовательных способностей учащихся, расширение кругозора, практическая направленность обучения

Обеспечение условий для эффективного процесса формирования компетентностей учащихся. 

 

 

2.Цели и задачи

 Увеличить эффективность учебного процесса путем адаптации новых технологий приобретения знаний, новых педагогических подходов, которые станут инструментом для осмысленного заинтересованного обучения.

• создать условия успешного использования ИКТ при обучении учащихся начальной школы;

• использовать в урочной и внеурочной деятельности готовые обучающие программы, электронные учебные материалы и собственные презентации;

• повышение результативности образовательного процесса;

• изменить характер взаимоотношений учителя и ученика;

• организовать дифференцированную работу учащихся.

 

 

 

3. Управление образованием (как для ОУ, так и для учителей и классных руководителей)

 ---

 

 

4.Содержание образования

 Развитие познавательных навыков, ориентация в образовательном пространстве.

Использование методов и приемов современных педагогических технологий. Деятельностный подход.

 

 

5. Технологии, в том числе ИКТ

 Личностно-ориентированное обучение, ИКТ, проектная технология

 

 

6.Средства

 Учебные задачи, схемы, ПК, личность учителя. УМК, ТСО, подборки заданий, ЦОРы.

 

 

7.Методы

 Проблемно-поисковый, метод проектов, методы контроля и самоконтроля, стимулирования к деятельности. Метод дифференцированного обучения, метод обучения в сотрудничестве

 

 

8.Организационные формы

 Групповые, индивидуальные. интегрированные уроки Защита проектов на уроке. Традиционные уроки, уроки-лекции, урок-игра, урок-путешествие, урок-сказка. Интегрированные уроки.

 

 

9. Образовательная среда

 Базовое образование, дополнительное образование. Уроки, внеклассная работа.

 

 

10. Информационно-методическая среда

 Семинары, творческая группа, педсоветы, единая методическая тема. ШМО.

 

 

11.Информационные ресурсы

 Методическая литература, ресурсы Интернет, образовательные электронные издания.

 

 

12.Организационные ресурсы

 Опытно-экспериментальная деятельность в системе дополнительного образования. Мастер-классы, открытые уроки, семинары по обобщению опыта.

 

 

13.Мотивационные ресурсы

 Интерес учащихся к содержанию проблемы. Определенный стиль общения между учителем и обучаемыми. Профессиональный рост учителя. Индивидуальные образовательные потребности учащихся

Повышение качества учебно-воспитательного процесса.

 

 

14.Кадровые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в образовательных учреждениях-ОУ)

---

 

 

15.Научно-методические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей)

 Курсовая переподготовка, спецлитература по современным педагогическим технологиям и здоровьесбережению, Интернет-ресурсы, научно-практические семинары.

 

 

16.Материально-технические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей)

Компьютерный кабинет, оснащение кабинета, Интернет, наглядно-иллюстративный материал. 

 

 

17. Нормативно-правовые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в ОУ)

 ---

Дата последнего обновления страницы 03.06.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения