Информационная карта педагога-инноватора
1.Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
Кузнецова Оксана Евгеньевна |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Кисловская средняя общеобразовательная школа, 606231 Нижегородская область, Лысковский район, поселок Нива, улица Солдатова дом 2 |
Учитель начальных классов, учитель музыки |
7 лет |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Сущностные характеристики опыта
1.Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Использование потенциала интерактивной доски и других средств ИКТ при обучении в начальных классах при реализации стандартов нового поколения |
2.Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
В XXI веке все больше внимания уделяется вопросу внедрения современных информационных компьютерных технологий практически во все сферы деятельности человека. Сфера образования не могла стать исключением. Именно сфера образования наряду с немногими другими характеризуется огромным потенциалом и разнообразием направлений применения компьютерных технологий.
Противоречия:
Между:
-однообразием содержания учебного материала и многообразием форм использования ИКТ;
-различными темпами усвоения учащимися программного материала и необходимостью усвоения программы;
-требованиями программы начального образования и индивидуальным развитием ребенка;
-коллективной формой обучения и индивидуальным развитием личности ребенка;
-содержанием программы и требованиями государственного образовательного стандарта начального образования нового поколения.
|
3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Сущность опыта заключается в использовании интерактивной доски и других средств ИКТ на уроках в начальной школе и организации совместной учебно-познавательной деятельности учителя и обучающихся с целью повышения мотивации обучения, развития познавательных навыков, творческого потенциала обучающихся. Среди вариантов использования мультимедиа можно выделить - проведение компьютерных уроков; применение электронных учебников и электронных пособий; использование презентационных и мультимедийных технологий: обращение к ресурсам Интернета, использование компьютерных технологий для подготовки печатных материалов к уроку и внеурочной деятельности.
Преимущества использования ИКТ:
O обеспечивает высокую степень дифференциации обучения;
O повышают мотивацию обучения;
O активизируют познавательную деятельность учащихся;
O повышают интерес к изучаемому предмету.
O делают обучение более эффективным (экономия времени, необходимое для изучения материала, в среднем составляет 30%);
O повышает объем выполняемой работы в 1,5-2 раза.
|
4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Новизна
ИКТ – новая педагогическая технология, которая позволяет не только модернизировать учебный процесс, повысить его эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Современную школу невозможно представить без процесса информатизации образования, которая должна помогать решению двух основных задач школы: образование - для всех и новое качество образования - каждому. Применение ИКТ в процессе обучения является одним из направлений, реализующих основную цель современной школы: развитие индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться в информационном пространстве. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных ИКТ, реализующей принципы личностно ориентированного образования. Каждый учитель должен уметь подготовить и провести урок с использованием мультимедиа, т.к. ему представляется возможность эффективно организовать познавательную деятельность школьников, формировать высокий уровень мотивации, интереса к учебной деятельности. |
5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Наличие материальных и программно-методических ресурсов (компьютерный класс, мультимедийный проектор, локальная сеть, Интернет).
Разработка вариантов тематического и поурочного планирования.
Создание благоприятных условий для развития каждого ребёнка. Использование гуманного подхода при организации учебно-воспитательного процесса; активизация учебно-познавательной деятельности с учетом дифференциации и индивидуализации личностного подхода; создание ситуаций успеха и сотрудничества на уроках.
Интеграция в образовательном процессе традиционных приемов с привлечением современных интерактивных средств и технологий.
Расширение межпредметных связей. Интеграция учебных предметов |
6.Результат изменений |
Установлена педагогическая целесообразность и эффективность применения ИКТ, которая позволяет:
• усилить образовательные эффекты;
• интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
• повышать познавательную активность обучающихся;
• повысить качество усвоения материала;
• осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
• организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями;
• развитие самостоятельности обучающихся, повышение их творческой активности. |
7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
|
III. Описание инновационного опыта учителя
Увеличение умственной нагрузки на уроке заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к предмету, их активность. Немаловажная роль здесь отводится ИКТ. Ведь перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в новом информационном обществе, подготовить их к продуктивной деятельности в новых экономических условиях.
Применение компьютера в учебно-воспитательном процессе обосновано при всех формах урока и внеурочной деятельности.
Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, ко всему прочему – это идеальная электронная доска. Изменение технологии получения знаний на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности, ведёт к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта, как в мире знаний, так и в становлении Личности ученика.
Обычно ученики, имеющие низкие учебные возможности не могут проявить себя, а, имея в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер поможет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях. Решая компьютерные тесты, учащийся получает объективную оценку своих знаний и умений и рекомендации по ликвидации пробелов. Конфиденциальность полученных результатов благоприятно сказывается на психическом здоровье ребёнка. Однако не факт что использование компьютера на уроке даёт возможность овладеть математикой и информатикой «легко и счастливо». Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом
Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся. Богатейшие возможности для этого представляют современные информационные компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Так же, возможны ситуации, в которых будет иметь смысл сначала проводить обзор раздела или только демонстрировать нужную тему без углубления и накопления знаний или навыков, а углубление и совершенствование навыков использования нужной темы в дальнейшем можно осуществить за счёт самообразования. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.
Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
·усвоить базовые знания по предмету;
· систематизировать усвоенные знания;
· сформировать навыки самоконтроля;
· сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности;
· оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Методика использования мультимедиа технологий предполагает:
-совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
-усиление мотивации учения;
-улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
-повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
-демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.
Мультимедийный урок можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.
При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.
Формы и место использования мультимедиа на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения:
1) При изучении нового материала.
2) На этапе актуализации знаний.
3) Для проверки знаний.
4) Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам.
5) При закреплении изученных знаний на этапе фронтальной работы.
6) Средство эмоциональной разгрузки.
Использование мультимедиа на уроках превращает их в творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения, позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы класса или группы учащихся.
Контроль и коррекция ЗУНов, осуществляемые с помощью компьютера, даёт возможность быстро и эффективно оценить успехи ученика, снизить трудоёмкость подготовки процесса контроля обучающихся учителем.
Широко применяется ИКТ и во внеурочной деятельности: классные часы, заочные виртуальные путешествия, викторины, интеллектуальные игры.
В работе с родителями ИКТ позволяют учителю предоставить объективную информацию об успеваемости ребенка, а также в интересной форме провести встречу с родителями.
Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
V. Информационные характеристики опыта**
Характеристики инновационного опыта** |
Обучение*** |
Воспитание*** |
Дополнительное
Образование*** |
1. Ценности и ценностные ориентации |
Познавательные навыки, критическое мышление
Развитие индивидуальных образовательных способностей учащихся, расширение кругозора, практическая направленность обучения
Обеспечение условий для эффективного процесса формирования компетентностей учащихся. |
|
|
2.Цели и задачи |
Увеличить эффективность учебного процесса путем адаптации новых технологий приобретения знаний, новых педагогических подходов, которые станут инструментом для осмысленного заинтересованного обучения.
• создать условия успешного использования ИКТ при обучении учащихся начальной школы;
• использовать в урочной и внеурочной деятельности готовые обучающие программы, электронные учебные материалы и собственные презентации;
• повышение результативности образовательного процесса;
• изменить характер взаимоотношений учителя и ученика;
• организовать дифференцированную работу учащихся.
|
|
|
3. Управление образованием (как для ОУ, так и для учителей и классных руководителей) |
--- |
|
|
4.Содержание образования |
Развитие познавательных навыков, ориентация в образовательном пространстве.
Использование методов и приемов современных педагогических технологий. Деятельностный подход. |
|
|
5. Технологии, в том числе ИКТ |
Личностно-ориентированное обучение, ИКТ, проектная технология |
|
|
6.Средства |
Учебные задачи, схемы, ПК, личность учителя. УМК, ТСО, подборки заданий, ЦОРы. |
|
|
7.Методы |
Проблемно-поисковый, метод проектов, методы контроля и самоконтроля, стимулирования к деятельности. Метод дифференцированного обучения, метод обучения в сотрудничестве |
|
|
8.Организационные формы |
Групповые, индивидуальные. интегрированные уроки Защита проектов на уроке. Традиционные уроки, уроки-лекции, урок-игра, урок-путешествие, урок-сказка. Интегрированные уроки. |
|
|
9. Образовательная среда |
Базовое образование, дополнительное образование. Уроки, внеклассная работа. |
|
|
10. Информационно-методическая среда |
Семинары, творческая группа, педсоветы, единая методическая тема. ШМО. |
|
|
11.Информационные ресурсы |
Методическая литература, ресурсы Интернет, образовательные электронные издания. |
|
|
12.Организационные ресурсы |
Опытно-экспериментальная деятельность в системе дополнительного образования. Мастер-классы, открытые уроки, семинары по обобщению опыта. |
|
|
13.Мотивационные ресурсы |
Интерес учащихся к содержанию проблемы. Определенный стиль общения между учителем и обучаемыми. Профессиональный рост учителя. Индивидуальные образовательные потребности учащихся
Повышение качества учебно-воспитательного процесса. |
|
|
14.Кадровые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в образовательных учреждениях-ОУ) |
--- |
|
|
15.Научно-методические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей) |
Курсовая переподготовка, спецлитература по современным педагогическим технологиям и здоровьесбережению, Интернет-ресурсы, научно-практические семинары. |
|
|
16.Материально-технические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей) |
Компьютерный кабинет, оснащение кабинета, Интернет, наглядно-иллюстративный материал. |
|
|
17. Нормативно-правовые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в ОУ) |
--- |
|