Минеева Елена Владимировна - учитель географии

        

                                          
                  

 

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кисловская  средняя  школа 
(победитель ПНП " Образование" 

2008 года) 
Лысковского района
Нижегородской области

 

 

Минеева Елена Владимировна - учитель географии

Информационная карта  педагога-инноватора

 

1.Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Минеева Елена Владимировна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  Кисловская средняя общеобразовательная школа, 606231 Нижегородская область, Лысковский район, поселок Нива, улица  Солдатова дом 2 

Старшая вожатая, учитель географии

14 лет

 

 

 

 

 

 

 

2. Сущностные характеристики опыта

1.Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Технология проектирования исследовательской деятельности учащихся на уроках географии

2.Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Познавательная активность, способности к целеполаганию и самостоятельному достижения результата  

3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

развитие творческого мышления, познавательных интересов учащихся, навыков самостоятельного конструирования знаний, умения ориентироваться в информационном пространстве и проявлять компетентность в вопросах, связанных с темой исследования, а так же критического мышления школьников 

4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Исследовательская работа – это творческая работа с применением исследовательского метода, основа которого в современной дидактической системе соотносится с деятельностным подходом. Он определяет деятельность как логическую цепочку: потребность (нужда в чём-либо, являющаяся внутренним побудителем активности) – мотив (осознание того, ради чего необходимо совершить какое-либо действие). Осознание потребности позволяет сформировать конкретную цель – результат деятельности, для достижения которого необходимо решить определённые задачи и совершить некие операционные действия.  

5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Первым требованием к использованию проектного метода обучения является наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

Второе требование - практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

Третьим требованием выступает организация самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности учащихся и использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.

 

6.Результат изменений

u      повышение качества обучения учащихся, приобретение навыков познавательной и исследовательской деятельности.

u      повышение интереса учащихся к урокам географии и внеурочной деятельности;

u      заинтересованность ребят во внеклассных мероприятиях географической направленности («Неделя географии», викторины, оформление статей  на школьный стенд «Школьные новости»);

u      сформирован банк исследовательских работ учащихся;

u      разработан пакет разноуровневых контролирующих тестов;

u      тесты и кроссворды, разработанные учащимися; 

u      компьютерные презентации проектов

7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

нет 

 

III. Описание инновационного опыта учителя*

 Современная школа призвана формировать и развивать умения находить, выявлять, по возможности чётче формировать и отыскивать приемлемые решения многие проблемам. И один из путей решения этого – исследовательская деятельность.

Исследовательская работа – это творческая работа с применением исследовательского метода, основа которого в современной дидактической системе соотносится с деятельностным подходом. Он определяет деятельность как логическую цепочку: потребность (нужда в чём-либо, являющаяся внутренним побудителем активности) – мотив (осознание того, ради чего необходимо совершить какое-либо действие). Осознание потребности позволяет сформировать конкретную цель – результат деятельности, для достижения которого необходимо решить определённые задачи и совершить некие операционные действия.

Исследовательская  деятельность является основным направлением развития образования сегодня, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать. Но, несмотря на обширную известность, наличия в педагогике достаточного числа работ, метод исследования слабо освещен в методической литературе применительно к изучению предметов, в том числе и к географии. Метод проектов сегодня в основном применяется во внеурочной деятельности, воспитательной работе. Однако требования Федерального компонента ставят перед учителями задачу реализации проекта в урочной деятельности учащихся.

Теоретические позиции проектного обучения, позволяющие выявить существенные отличия от традиционного обучения, роль и место в учебном процессе, можно определить следующим образом:

  • образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
  • комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных функций ученика, освоению им необходимых типов деятельности;
  • глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;
  • гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.

Первым требованием к использованию проектного метода обучения является наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

Второе требование - практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

Третьим требованием выступает организация самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности учащихся и использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.

Но наряду с положительными сторонами исследовательской деятельности нельзя не назвать и некоторые её недостатки. Например:

  • увеличение умственной нагрузки;
  • требование более сложной системы оценивания;
  • увеличение объёма работы учителя;
  • существование риска неудачного выполнения работы;
  • повышение эмоциональной нагрузки;
  • нарастание напряжения к сроку сдачи работы.

География – наука исследовательская. Поэтому в школьном курсе географии важная роль отводится исследовательской деятельности учащихся. Важно пробудить у школьника исследовательский интерес, открыть путь к самостоятельному познанию истины.

Уроки-исследования, уроки-путешествия проводятся как при изучении нового материала ( например «Особенности природы Австралии»), так и при закреплении и проверки знаний учащихся( например «Обобщение по теме «Северная Америка»). Значимость исследовательской работы в школе очевидна, и учить приёмам этой работы нужно уже на начальных этапах обучения географии.

Основными отличиями подобных уроков являются:

  • Обязательное наличие проблемной ситуации.
  • Максимальная степень самостоятельности учащихся
  • Заинтересованность учащихся в поставленной проблеме

При планировании уроков-исследований придерживаюсь следующих правил:

  • Каждый ученик должен участвовать в коллективной работе.
  • Работа должна быть адресована всему классу.

Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения. Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и методических и технологических аспектов образования.

Используя на практике метод, на основе исследовательской деятельности обучающихся, мне помогает решить данную задачу.

По содержанию исследовательские работы в значительной мере межпредметны, так как интегрируют знания по географии, истории, литературе, искусству, информатике. Опыт  работы над исследованием позволяет сделать некоторые выводы.                                                 

При коллективной работе  очень важно соблюдать следующие этапы:

1.      Замысел, определение темы, цели, формирование рабочих групп.

2.      Планирование, распределение ролей (в коллективном исследовании).

3.      Принятие решений («мозговой штурм», обсуждение альтернатив,    выбор оптимального варианта).

4.      Выполнение исследовательской работы.

5.      Описание работы.

6.       Защита.

     7.      Оценка результатов.

В ходе ученического исследования используются разнообразные источники: текст учебника, научно-популярная литература, документы, ресурсы Интернета, материалы СМИ и др. Эти источники отличаются по характеру содержащейся информации, по степени дидактической обработанности, поэтому при работе с ними требуется помощь учителя. Учащиеся по заданному алгоритму действий проводят исследование, оформляют его в виде письменной работы (или  на электронных носителях) или готовятся к презентации своего проекта. Как правило, презентация проекта проходит на уроке-презентации и на «Неделе географии» в школе.

 При создании индивидуальной творческой работы  по курсу географии ( например «Внутренние воды Северной Америки», «Уникумы Урала») учащиеся используют  презентацию как форму защиты исследовательской деятельности. Каждый слайд отражает  внутреннее отношение автора к изучаемому вопросу. Данный вид учебной деятельности способствует развитию логического творческого мышления, творческих умений, навыков.

В процессе демонстрации презентации учащиеся приобретают опыт публичных выступлений. Элемент соревнования повышает самооценку ученика, что  позволяет развить и сформировать его личностные качества в современном информационном обществе.

   Задача учителя заключается в организации и консультации исследовательской  деятельности учащихся. Так же  в своей практике применяю  разные формы контроля: устный опрос-зачет, тестирование текущее и обобщающее. Мной  разработан пакет разноуровневых контролирующих тестов. В составлении контролирующих программ принимают участие и ученики, хорошо освоившие учебный материал. Составленные ими тесты, кроссворды предлагаются для решения слабым учащимся, задача сильных учеников - повторить материал и подготовить неуспевающих. В такой работе присутствует элемент коллективного способа обучения.

Описание своего опыта хотелось бы закончить словами древнекитайской мудрости :

«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».

Результативностью проектной деятельности будут служить следующие факты:

u     повышение качества обучения учащихся, приобретение навыков познавательной и исследовательской деятельности.

u     повышение интереса учащихся к урокам географии и внеурочной деятельности;

u     заинтересованность ребят во внеклассных мероприятиях географической направленности («Неделя географии», викторины, оформление статей  на школьный стенд «Школьные новости»);

u     сформирован банк исследовательских работ учащихся;

u     разработан пакет разноуровневых контрольных тестов;

u     тесты и кроссворды, разработанные учащимися;

 

 

IV. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

 

Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

 

 

V. Информационные характеристики опыта**

Характеристики инновационного опыта**

Обучение***

Воспитание***

Дополнительное

Образование***

1. Ценности и ценностные ориентации

повышение статуса качественного образования;

индивидуальная  творческая  деятельность; коммуникативная

компетентность

воспитание социально адаптированного человека: патриотизм, законопослушание,

общественная активность, демократичность, нравственность,

креативность

толерантность, духовность, творчество

 

 

 

2.Цели и задачи

повышение качества образования,

поиск собственной образовательной траектории

формирование конкурентоспособной личности, творчески активной, мобильной;

социализация учащихся

готовность к жизненному самоопределению

3. Управление образованием (как для ОУ, так и для учителей и классных руководителей)

Развитие эффективной  исследовательско проектной деятельности; использование проектов в управлении школой, создание медиатеки

-создание условий для взаимодействия  семьи и школы через заинтересованность родителей в работе детей

 

 

Разработка школьных творческих конкурсов, викторин

 

4.Содержание образования

принципы поликультурности, дифференцированности

позитивный личностный смысл в обучении

деятельностный характер образования

5. Технологии, в том числе ИКТ

развивающего обучения, проблемного обучения, исследовательских методов обучения, технологий креативного обучения, лекционно-семинарско-зачетных систем обучения, игровых технологий, проектной деятельности

технология составления индивидуальной программы развития воспитанников, портфолио ученика 

проектная деятельность

6.Средства

постановка нестандартных учебных задач, учебные и психологические тесты, анкеты, коммуникация

индивидуальная программа развития воспитанников 

индивидуальная программа развития воспитанников 

7.Методы

дискуссионные, исследовательские, проектные, беседы, комплексное наблюдение за деятельностью учащихся;

анализ творческих работ учащихся и обработка полученных данных педагогический эксперимент с последующей статистической обработкой полученных результатов.

сотрудничества;

соперничества, когда успехи одних стимулируют деятельность других

групповые и индивидуальные

8.Организационные формы

дискуссия, презентации, конференция, ролевая дидактическая игра

индивидуальные, групповые, командные

Творческое общество

9. Образовательная среда

средняя общеобразовательная школа, урочная

обучающиеся

программа с учетом социокультурных условий

10. Информационно-методическая среда

Обобщение и распространение опыта,  выступления  на конференциях, участие в профессиональных конкурсах

обобщение и распространение опыта, участие в профессиональных конкурсах

обобщение и распространение опыта, участие в профессиональных конкурсах

11.Информационные ресурсы

материалы конференций, семинаров, изучение опыта коллег, интернет

материалы конференций, семинаров, изучение опыта коллег, интернет

материалы конференций,

изучение опыта коллег, интернет

12.Организационные ресурсы

Сотрудничество с командой творчески работающих учителей

сотрудничество учителей и родителей

самопрезентация

13.Мотивационные ресурсы

ситуация успеха в сотрудничестве и соперничестве

социализация, патриотизм, гражданственность, духовность, нравственность

 конкурентоспособность, практические навыки,

социализация

14.Кадровые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в образовательных учреждениях-ОУ)

Учитель-исследователь

 

 

15.Научно-методические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей)

изучение научных трудов ученых по данной проблеме

изучение научных трудов

образовательные проекты

16.Материально-технические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей)

библиотечный фонд,  компьютер, проектор, интернет

компьютер, проектор, презентации

библиотечный фонд, компьютер, проектор, интернет

17. Нормативно-правовые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в ОУ)

 Педагог в составе научного коллектива работает по программе развития школы «Школа социально активной личности»

Педагог в составе научного коллектива работает по программе развития школы «Школа социально активной личности»

Дата последнего обновления страницы 05.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения