Борисова Любовь анатольевна - учитель начальных классов

        

                                          
                  

 

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кисловская  средняя  школа 
(победитель ПНП " Образование" 

2008 года) 
Лысковского района
Нижегородской области

 

 

Борисова Любовь анатольевна - учитель начальных классов

 

Информационная карта  педагога-инноватора

 

1.Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Борисова Любовь Анатольевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  Кисловская средняя общеобразовательная школа, 606231 Нижегородская область, Лысковский район, поселок Нива, улица  Солдатова дом 2 

Учитель начальных классов

32 года

 

 

 

 

 

 

 

2. Сущностные характеристики опыта

1.Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Создание здоровьесберегающего пространства как условие повышения качества обучения 

2.Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Новые условия образовательной деятельности, направленные на

выработку ценностей, связанных с формированием культуры здорового образа жизни, а также на отказ от негативных проявлений, бытующих в жизни молодежи, в том числе вредных привычек

3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

 Основной целью моей работы в русле педагогики здоровья стало создание здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому  и педагогическому принципу: « Не навреди!» и  направлена на создание   здоровьесберегающих условий  направленных на улучшение качества обучения

 

4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

В практике учитель планирует и учитывает умственные нагрузки – объем письменных работ, число примеров, задач, а физические компоненты (работа мышц) остаются вне поля зрения. Такой односторонний подход к организации урока способствует утомлению, задержке развития, а порой и к потере здоровья школьников. В системе образования накоплен определенный опыт реализации здоровьесберегающих технологий: режим смены динамических поз, реализацию специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление.

5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Для реализации изменений необходимо наличие достаточной материальной базы, авторитета учителя, тесный контакт с медиками и родителями. Здоровьесберегающие технологии являются составной  и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому все,  что относится  к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения  учебного процесса и т.д. – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо увидеть эту связь.

 Чтобы сохранение и укрепление здоровья обучающихся было успешным, я реализую  следующие условия:

• выявляю и учитываю показатели здоровья учащихся;

• применяю здоровьесберегающие технологии;

• соблюдаю  принцип педагогического сотрудничества учителей и родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Таким образом, правильная организация обучения дает мне возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья и повысит качества обучения.

 

6.Результат изменений

Работая над данной темой, помогает учителю стать раскрепощенным, повысить творческий потенциал, обратить внимание родителей на культуру здоровья и сформировать у учащихся навыки выбора зож.

7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

С сообщениями по данной теме я неоднократно выступала на районных совещаниях, на общешкольных родительских собраниях, публикация в газете «Школа». 

 

III. Описание инновационного опыта учителя

 

 Здоровье человека – актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.

Здоровый ребенок- это ребенок, который умеет управлять своими эмоциями, делать выбор в пользу правильного питания и, который, ежедневно занимается физкультурой и спортом. Здоровье ребенка можно считать нормой, если он: умеет преодолевать усталость( физический аспект здоровья),; проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение ( интеллектуальный аспект здоровья); честен, самокритичен (нравственное здоровье); коммуникабелен (социальное здоровье); уравновешен ( эмоциональный аспект здоровья).

Образ жизни – понятие, которое характеризует определенный тип жизнедеятельности человека и охватывает типичное поведение индивида или социальной группы в труде, быту и общественной жизни.

Здоровый образ жизни – это единство физического и  духовного здоровья, рационального питания и   личной гигиены, закаливания и оптимального двигательного режима, здорового психологического климата в семье, школе и внимательного отношения к своему здоровью.

Академик Н.А.Амосов писал: « В большинстве болезней виновата не природа, а только сам человек.» Здоровье современного человека оказывается в непосредственной зависимости от его духовного развития, соблюдения принципов морали и этических норм поведения. Для устранения большинства заболеваний необходима здоровая среда, образование и воспитание, питание, занятие физкультурой, регулярное чередование труда и отдыха – нормальные условия жизни.

 Наша школа с 2007 года являлась экспериментальной площадкой по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. С 2009 года мы являемся участниками сетевого проекта « Нижегородская школа – территория здоровья» под руководством заведующей кафедры здоровьесбережения Гладышевой Ольги Семеновны.

Для успешной деятельности  в данном направлении необходима система работы всей школы: уроки и внеурочная деятельность, внеклассная работа. Одним из направлений внеурочной деятельности в нашей школе на протяжении многих лет являются уроки здоровья по программе « Разговор о правильном питании» : начальная школа – « Разговор о правильном питании», « Две недели в лагере здоровья», 5 класс – « Формула правильного питания». Но напрасны  наши старания, если  о правильном питании только говорить. Наши дети по сути своей исследователи и практики. Им, чтобы понять, необходимо потрогать своими руками. А как этого добиться?

Для решения этой проблемы была разработана программ школьного оздоровительного лагеря « Я и моё здоровье».  Программа лагеря предоставляет детям возможность наряду с активным отдыхом обучаться навыкам здорового образа жизни, применять приобретенные навыки в практических мероприятиях. Реализация программы проходила через четыре проекта:  « Семицветик – это Я». ( 2008 г.), « Красная, желтая, зеленая – волшебные улицы  города Здоровья» ( 2009 г.),  « Движение – это жизнь»  ( 2010 г.).» Зеленая аптека малой Родины»(2011 г.)Основополагающие лини: психическое здоровье, правильное питание и физическое здоровье прослеживаются  через все проекты.

Формирование у школьников осознания ценности здоровья, культуры здорового образа жизни  идет через беседы на классных часах: «В здоровом теле – здоровый дух», « Курить – здоровью вредить», «Вредные и пагубные привычки», Личная гигиена» и др.   Учащиеся начальных классов работают по  программе «Разговор о правильном питании»,  где формируются навыки выбора полезных продуктов,   получают знания о рациональном питании и значение приема пищи в  режиме дня. По  общешкольному плану работы стали традиционными воспитательные классные  часы по пропаганде ЗОЖ, конкурсы, направленные на борьбу с вредными привычками и профилактику наркомании, алкоголизма,  Стала  традицией проведение дня здоровья в каждой четверти.

 Физкультурно-оздоровительная работа – залог развития здорового, всесторонне развитого ребенка. Функциональные возможности организма ребёнка в большей степени связаны с двигательной активностью, являющейся биологической потребностью ребёнка. Приоритетным методом сохранения и укрепления здоровья детей в образовательном учреждении является рациональное использование разнообразных средств и  форм физического воспитания при оптимальной двигательной  активности.

Успех работы по реализации здоровьесберегаюших технологий зависит от многих составляющих, в частности от активного участия в этом процессе самих учащихся; от создания здоровьссбергающей среды; от высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов и родителей; от тесного взаимодействия с социально-культурной сферой.

Работа учителя, направленная на укрепление здоровья своих учеников, не будет иметь большого успеха, если она ведется только в аспекте «учитель— дети». В этой работе должны быть еще звенья: «учитель — родители», «родители —дети». Идея скоординировать усилия взрослых на активизацию самого субъекта воспитания — ребенка возникла у нас давно, но реализуется довольно трудно, так как не очень легко привлечь родителей к проблемам шкалы. Для организации работы образовательного учреждения, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся, необходима психологическая перестройка самих учителей и родителей. Надо этой проблемой «заболеть». Только при полном понимании и поддержке со стороны родителей можно достичь поставленной цели.

Мы все понимаем, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный возраст. В этот период ребенок значительную часть времени проводит в ней. Вот почему именно в семье закладываются основы отношения к себе и своему здоровью. Здоровый образ жизни — это радость для больших и маленьких в доме, это залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром.

 

V. Информационные характеристики опыта

Характеристики инновационного опыта**

Обучение***

Воспитание***

Дополнительное

Образование***

1. Ценности и ценностные ориентации

Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни субъектов педагогического процесса на основе компетентностного подхода 

Воспитание социально адаптированного  человека, способного противостоять негативу в выборе зож

Вовлечение в спортивные секции 

2.Цели и задачи

Повышение качества обучения при сохранении здоровья учащихся 

Профилактика, способствующая отказу от пагубных привычек 

Физическое развитие учащихся 

3. Управление образованием (как для ОУ, так и для учителей и классных руководителей)

Изменение принципов управления ОУ исходя из основ здоровьесберегающей деятельности и системного деятельностного подхода; решение вопросов подготовки педагогического коллектива для изменения организации педагогического процесса 

Создание условий  для воспитания потребности к здоровому образу жизни 

Разработка школьных творческих конкурсов, викторин, спортивных мероприятий 

4.Содержание образования

принцип здоровьесбережения , принцип развивающей среды,

принцип активности (создание условий для оптимальной самостоятельной двигательной активности и творчества); 

Деятельностный характер образования 

5. Технологии, в том числе ИКТ

педагогика сотрудничества, технология развивающего обучения,  технология уровневой дифференциации обучения на основе  обязательных результатов, 

Технология составления индивидуальных дневников здоровья 

Проектная деятельность 

6.Средства

Физкультминутки и другие оздоровитель-ные моменты на уроке, позы учащихся, чередование поз, психологический климат на уроке.,

Индивидуальная программа воспитания 

Индивидуальные программы развития воспитанников 

7.Методы

Дискуссионные, исследовательские, проектные, беседы 

Сотрудничества; соперничества 

Групповые и индивидуальные 

8.Организационные формы

Дискуссия, презентация, конференции, акции 

Индивидуальные, групповые, командные 

Творческое общество 

9. Образовательная среда

Средняя общеобразовательная школа, урочная 

обучающиеся 

Школьный лагерь 

10. Информационно-методическая среда

Обобщение и распространения опыта, выступление на конференциях, участие в профессиональных конкурсах 

Обобщение и распро-странения опыта, вы-ступление на конференциях, участие в профессиональных конкурсах 

Обобщение и распро-странения опыта, вы-ступление на конфе-ренциях,

11.Информационные ресурсы

 Изучение опыта коллег, интернет, кпк

 Изучение опыта кол-лег, интернет

 

12.Организационные ресурсы

Сотрудничество с командой творчески работающих учителей, кпк 

Сотрудничество с родителями и учителями 

 

13.Мотивационные ресурсы

Сохранение здоровья участников образовательного процесса 

Создание ситуации успеха для воспитания потребности в выборе зож 

Создание ситуации соперничества для развития  индивидуальных способностей 

14.Кадровые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в образовательных учреждениях-ОУ)

 Учитель - исследователь

 

 

15.Научно-методические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей)

Изучение научных трудов ученых и передовых педагогов по данной проблеме 

 

 

16.Материально-технические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей)

Библиотечный фонд, компьютер, интернет, проектор 

 Библиотечный фонд, компьютер, интернет, проектор

Библиотечный фонд, компьютер, интернет, проектор 

17. Нормативно-правовые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в ОУ)

Нормативы СанПина

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 05.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения