Информационная карта педагога-инноватора
1.Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
Борисова Любовь Анатольевна |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Кисловская средняя общеобразовательная школа, 606231 Нижегородская область, Лысковский район, поселок Нива, улица Солдатова дом 2 |
Учитель начальных классов |
32 года |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Сущностные характеристики опыта
1.Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Создание здоровьесберегающего пространства как условие повышения качества обучения |
2.Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
Новые условия образовательной деятельности, направленные на
выработку ценностей, связанных с формированием культуры здорового образа жизни, а также на отказ от негативных проявлений, бытующих в жизни молодежи, в том числе вредных привычек |
3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Основной целью моей работы в русле педагогики здоровья стало создание здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: « Не навреди!» и направлена на создание здоровьесберегающих условий направленных на улучшение качества обучения
|
4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
В практике учитель планирует и учитывает умственные нагрузки – объем письменных работ, число примеров, задач, а физические компоненты (работа мышц) остаются вне поля зрения. Такой односторонний подход к организации урока способствует утомлению, задержке развития, а порой и к потере здоровья школьников. В системе образования накоплен определенный опыт реализации здоровьесберегающих технологий: режим смены динамических поз, реализацию специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление. |
5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Для реализации изменений необходимо наличие достаточной материальной базы, авторитета учителя, тесный контакт с медиками и родителями. Здоровьесберегающие технологии являются составной и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому все, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо увидеть эту связь.
Чтобы сохранение и укрепление здоровья обучающихся было успешным, я реализую следующие условия:
• выявляю и учитываю показатели здоровья учащихся;
• применяю здоровьесберегающие технологии;
• соблюдаю принцип педагогического сотрудничества учителей и родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Таким образом, правильная организация обучения дает мне возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья и повысит качества обучения.
|
6.Результат изменений |
Работая над данной темой, помогает учителю стать раскрепощенным, повысить творческий потенциал, обратить внимание родителей на культуру здоровья и сформировать у учащихся навыки выбора зож. |
7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
С сообщениями по данной теме я неоднократно выступала на районных совещаниях, на общешкольных родительских собраниях, публикация в газете «Школа». |
III. Описание инновационного опыта учителя
Здоровье человека – актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.
Здоровый ребенок- это ребенок, который умеет управлять своими эмоциями, делать выбор в пользу правильного питания и, который, ежедневно занимается физкультурой и спортом. Здоровье ребенка можно считать нормой, если он: умеет преодолевать усталость( физический аспект здоровья),; проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение ( интеллектуальный аспект здоровья); честен, самокритичен (нравственное здоровье); коммуникабелен (социальное здоровье); уравновешен ( эмоциональный аспект здоровья).
Образ жизни – понятие, которое характеризует определенный тип жизнедеятельности человека и охватывает типичное поведение индивида или социальной группы в труде, быту и общественной жизни.
Здоровый образ жизни – это единство физического и духовного здоровья, рационального питания и личной гигиены, закаливания и оптимального двигательного режима, здорового психологического климата в семье, школе и внимательного отношения к своему здоровью.
Академик Н.А.Амосов писал: « В большинстве болезней виновата не природа, а только сам человек.» Здоровье современного человека оказывается в непосредственной зависимости от его духовного развития, соблюдения принципов морали и этических норм поведения. Для устранения большинства заболеваний необходима здоровая среда, образование и воспитание, питание, занятие физкультурой, регулярное чередование труда и отдыха – нормальные условия жизни.
Наша школа с 2007 года являлась экспериментальной площадкой по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. С 2009 года мы являемся участниками сетевого проекта « Нижегородская школа – территория здоровья» под руководством заведующей кафедры здоровьесбережения Гладышевой Ольги Семеновны.
Для успешной деятельности в данном направлении необходима система работы всей школы: уроки и внеурочная деятельность, внеклассная работа. Одним из направлений внеурочной деятельности в нашей школе на протяжении многих лет являются уроки здоровья по программе « Разговор о правильном питании» : начальная школа – « Разговор о правильном питании», « Две недели в лагере здоровья», 5 класс – « Формула правильного питания». Но напрасны наши старания, если о правильном питании только говорить. Наши дети по сути своей исследователи и практики. Им, чтобы понять, необходимо потрогать своими руками. А как этого добиться?
Для решения этой проблемы была разработана программ школьного оздоровительного лагеря « Я и моё здоровье». Программа лагеря предоставляет детям возможность наряду с активным отдыхом обучаться навыкам здорового образа жизни, применять приобретенные навыки в практических мероприятиях. Реализация программы проходила через четыре проекта: « Семицветик – это Я». ( 2008 г.), « Красная, желтая, зеленая – волшебные улицы города Здоровья» ( 2009 г.), « Движение – это жизнь» ( 2010 г.).» Зеленая аптека малой Родины»(2011 г.)Основополагающие лини: психическое здоровье, правильное питание и физическое здоровье прослеживаются через все проекты.
Формирование у школьников осознания ценности здоровья, культуры здорового образа жизни идет через беседы на классных часах: «В здоровом теле – здоровый дух», « Курить – здоровью вредить», «Вредные и пагубные привычки», Личная гигиена» и др. Учащиеся начальных классов работают по программе «Разговор о правильном питании», где формируются навыки выбора полезных продуктов, получают знания о рациональном питании и значение приема пищи в режиме дня. По общешкольному плану работы стали традиционными воспитательные классные часы по пропаганде ЗОЖ, конкурсы, направленные на борьбу с вредными привычками и профилактику наркомании, алкоголизма, Стала традицией проведение дня здоровья в каждой четверти.
Физкультурно-оздоровительная работа – залог развития здорового, всесторонне развитого ребенка. Функциональные возможности организма ребёнка в большей степени связаны с двигательной активностью, являющейся биологической потребностью ребёнка. Приоритетным методом сохранения и укрепления здоровья детей в образовательном учреждении является рациональное использование разнообразных средств и форм физического воспитания при оптимальной двигательной активности.
Успех работы по реализации здоровьесберегаюших технологий зависит от многих составляющих, в частности от активного участия в этом процессе самих учащихся; от создания здоровьссбергающей среды; от высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов и родителей; от тесного взаимодействия с социально-культурной сферой.
Работа учителя, направленная на укрепление здоровья своих учеников, не будет иметь большого успеха, если она ведется только в аспекте «учитель— дети». В этой работе должны быть еще звенья: «учитель — родители», «родители —дети». Идея скоординировать усилия взрослых на активизацию самого субъекта воспитания — ребенка возникла у нас давно, но реализуется довольно трудно, так как не очень легко привлечь родителей к проблемам шкалы. Для организации работы образовательного учреждения, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся, необходима психологическая перестройка самих учителей и родителей. Надо этой проблемой «заболеть». Только при полном понимании и поддержке со стороны родителей можно достичь поставленной цели.
Мы все понимаем, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный возраст. В этот период ребенок значительную часть времени проводит в ней. Вот почему именно в семье закладываются основы отношения к себе и своему здоровью. Здоровый образ жизни — это радость для больших и маленьких в доме, это залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром.
V. Информационные характеристики опыта
Характеристики инновационного опыта** |
Обучение*** |
Воспитание*** |
Дополнительное
Образование*** |
1. Ценности и ценностные ориентации |
Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни субъектов педагогического процесса на основе компетентностного подхода |
Воспитание социально адаптированного человека, способного противостоять негативу в выборе зож |
Вовлечение в спортивные секции |
2.Цели и задачи |
Повышение качества обучения при сохранении здоровья учащихся |
Профилактика, способствующая отказу от пагубных привычек |
Физическое развитие учащихся |
3. Управление образованием (как для ОУ, так и для учителей и классных руководителей) |
Изменение принципов управления ОУ исходя из основ здоровьесберегающей деятельности и системного деятельностного подхода; решение вопросов подготовки педагогического коллектива для изменения организации педагогического процесса |
Создание условий для воспитания потребности к здоровому образу жизни |
Разработка школьных творческих конкурсов, викторин, спортивных мероприятий |
4.Содержание образования |
принцип здоровьесбережения , принцип развивающей среды, |
принцип активности (создание условий для оптимальной самостоятельной двигательной активности и творчества); |
Деятельностный характер образования |
5. Технологии, в том числе ИКТ |
педагогика сотрудничества, технология развивающего обучения, технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов, |
Технология составления индивидуальных дневников здоровья |
Проектная деятельность |
6.Средства |
Физкультминутки и другие оздоровитель-ные моменты на уроке, позы учащихся, чередование поз, психологический климат на уроке., |
Индивидуальная программа воспитания |
Индивидуальные программы развития воспитанников |
7.Методы |
Дискуссионные, исследовательские, проектные, беседы |
Сотрудничества; соперничества |
Групповые и индивидуальные |
8.Организационные формы |
Дискуссия, презентация, конференции, акции |
Индивидуальные, групповые, командные |
Творческое общество |
9. Образовательная среда |
Средняя общеобразовательная школа, урочная |
обучающиеся |
Школьный лагерь |
10. Информационно-методическая среда |
Обобщение и распространения опыта, выступление на конференциях, участие в профессиональных конкурсах |
Обобщение и распро-странения опыта, вы-ступление на конференциях, участие в профессиональных конкурсах |
Обобщение и распро-странения опыта, вы-ступление на конфе-ренциях, |
11.Информационные ресурсы |
Изучение опыта коллег, интернет, кпк |
Изучение опыта кол-лег, интернет |
|
12.Организационные ресурсы |
Сотрудничество с командой творчески работающих учителей, кпк |
Сотрудничество с родителями и учителями |
|
13.Мотивационные ресурсы |
Сохранение здоровья участников образовательного процесса |
Создание ситуации успеха для воспитания потребности в выборе зож |
Создание ситуации соперничества для развития индивидуальных способностей |
14.Кадровые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в образовательных учреждениях-ОУ) |
Учитель - исследователь |
|
|
15.Научно-методические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей) |
Изучение научных трудов ученых и передовых педагогов по данной проблеме |
|
|
16.Материально-технические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей) |
Библиотечный фонд, компьютер, интернет, проектор |
Библиотечный фонд, компьютер, интернет, проектор |
Библиотечный фонд, компьютер, интернет, проектор |
17. Нормативно-правовые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в ОУ) |
Нормативы СанПина
|
|
|