Шарамыгина Елена Олеговна - учитель русского языка и литературы

        

                                          
 
                  

 

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кисловская  средняя  школа 
(победитель ПНП " Образование" 

2008 года) 
Лысковского района
Нижегородской области

 

 

Шарамыгина Елена Олеговна - учитель русского языка и литературы

Информационная карта  педагога-инноватора

1.Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Шарамыгина Елена Олеговна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  Кисловская средняя общеобразовательная школа, 606231 Нижегородская область, Лысковский район, поселок Нива, улица  Солдатова дом 2 

Учитель русского языка и литературы

16 лет

 

 

 

 

 

 

 

2. Сущностные характеристики опыта

1.Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) на уроках русского языка и литературы.

2.Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения.   8 июля 2010 года проходило заседание Совета по развитию информационного общества, по итогам которого Президент РФ Д. А. Медведев поручил обеспечить масштабное внедрение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс. 

3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Основные образовательные возможности ЭОР:

Объективность  контроля;

Возможности индивидуализации процесса обучения;

Возможности использования для решения различных образовательных задач (на любых типах урока, во внеурочной деятельности, в рамках применения различных педагогических технологий);

Возможность сочетания методических приемов;

Разнообразие видов деятельности обучаемых.

   Эффективность использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе обеспечивается наличием следующих возможностей:  

  Мультимедийность

Моделирование

Интерактивность

 

4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

1.Удовлетворение потребностей ОУ,  работающего в режиме развития, в инновациях, возникающих при решении каких-либо проблем.
2.Повышение профессионального мастерства педагогов по внедрению инновационных технологий.

Преимущества использования ЭОР по сравнению с традиционными средствами обучения.

         Учет особенностей восприятия современных детей и подростков;

         Использование технических возможностей, обеспечивающих  наглядность (мультимедийность);

         Быстрота и экономия времени на отбор, разработку и использование дидактических средств;

         Оперативность при отработке навыков, контроле, организации самостоятельной работы (эффективность ЭОР)

Основные риски при применении ЭОР на уроках русского языка

         Несовпадение разработанных ресурсов с логикой различных УМК по русскому языку;

         Наличие некачественных ЭОР;

         Увлечение использованием ЭОР в ущерб образовательным задачам как самоцелью, а не эффективным средством организации деятельности ученика (напр., нерациональное использование времени урока);

         Неготовность учителя к сочетанию различных приемов, гибкому и вариативному использованию ЭОР;

         Недостаточные технические возможности школы

 

5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Понимание преимущества использования ЭОР наряду с традиционными средствами обучения для организации учебной деятельности обучающихся;

Высокий уровень профессионального саморазвития и творчества педагога;

Владение навыками анализа образовательного потенциала, критического и методического анализа образовательных возможностей ЭОР

Владение средствами ИКТ (ИКТ-компетентность)

Понимание и предотвращение возможных рисков

 

6.Результат изменений

Использование ЭОР обеспечивает самостоятельное освоение содержания рекомендованных учителем ЭУМ (электронный учебный модуль)  информационного типа, отработка умений на основе ЭУМ практического типа, демонстрация на уроках результатов своей деятельности в ходе выполнения заданий ЭУМ контролирующего типа;     осознание проблемной ситуации, формулировка проблемы, подбор ее обоснования;     постановка задачи для решения проблемы и решение их с использованием отобранных материалов;     выполнение заданий проблемного характера;     отбор информации, ознакомление с содержанием модулей, выбранных самостоятельно на основе сформулированной цели;     поиск решения поставленной задачи или вопроса;     подбор обоснования;     предъявление результатов с их обоснованием при помощи материалов ЭУМ;     определение этапов исследования;     проведение исследования;     выбор формы представления результатов исследования и способа их предъявления для оценки.   

Возможность дистанционного обучения. 

7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Персональный сайт http://sharam.ucoz.ru

«Использование ЭОР в образовательном процессе» 

 

III. Описание инновационного опыта учителя*

*Выполняется в свободной форме, представляет собой фактологическое описание учителем своего инновационного опыта объемом до 1 страницы (1800-2000 зн.)

Развиваются технологии – изменяются и требования, предъявляемые к содержанию учебного процесса. В настоящее время мы, учителя, должны не столько давать знания, сколько учить обучающихся учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, которые  не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по-новому построить образовательную систему.

Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.

Использование ЭОР на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее.

На уроке можно использовать интерактивные таблицы, схемы; они помогают систематизировать изученный материал. С помощью таблиц дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. Таблицы помогают вспомнить орфограмму или пунктограмму.  В отличие от печатных,  электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. На этапах повторения и закрепления материала я использую интерактивные тесты. Электронные учебные модули (информационные, практические, контролирующие0 дают очень большие возможности для развития творческих способностей детей.

Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку, попасть на заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя. Для увлеченных литературой учеников на уроках обобщения и повторения можно предложить кроссворды, криптограммы, тексты по фольклору, творчеству Пушкина, Гоголя, Тургенева. На уроках литературы использование информационных технологий позволяет не только дать широкий иллюстративный материал, но и соединить текст, видео, звук и иллюстрации в единую логически законченную композицию, включить в эту композицию тесты, задания на проверку внимания, памяти, на развитие познавательных способностей школьника.

 Подводя итог, можно сказать, что ЭОР можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя: учитель перестает быть просто "репродуктором" знаний, а становится разработчиком новых технологий обучения, что, конечно же, повышает его творческую активность, но и  требует высокого уровня методической подготовленности.

V. Информационные характеристики опыта**

Характеристики инновационного опыта**

Обучение***

Воспитание***

Дополнительное

Образование***

1. Ценности и ценностные ориентации

Основными направлениями использования ЭОР в образовательном процессе являются:   контроль знаний учащихся;   самообразование как учащихся, так и педагогов;   иллюстративное сопровождение элементами ЭОР процесса объяснения нового материала для повышения наглядности и изобразительности;   возможность доступа учителей к методическим разработкам, учебным программам и т. п.;   возможность доступа учащихся к интернет-коллекциям рефератов;   увеличение доли практических занятий за счет проведения лабораторных практикумов с применением компьютерного моделирования объектов и процессов;   обучение с помощью автоматизированных систем (информационных, моделирующих и обучающих);   формирование навыков постановки и решения прикладных задач с использованием ИКТ;   обучение предметному или профессиональному применению ИКТ в избранной сфере деятельности и т. д.    

 

 

2.Цели и задачи

Цель: формирование профессиональной компетентности в области применения электронных образовательных ресурсов в образовательной деятельности как средства реализации ФГОС.

 Задачи:

1) Сформировать систему знаний об электронных образовательных ресурсах по русскому языку и литературе как элементе информационно-образовательной среды школы;

2) Сформировать систему умений по анализу и отбору ЭОР по русскому языку и литературе для достижения различных образовательных целей, а также их применению на уроках различных типов;

3) Сформировать готовность к применению ЭОР по русскому языку и литературе в процессе педагогической деятельности;

4) Способствовать формированию мотивации применения ЭОР по русскому языку и литературе в процессе педагогической деятельности.

 

 

3. Управление образованием (как для ОУ, так и для учителей и классных руководителей)

Организация курсовой подготовки кадров;

Мотивация работы по использованию ЭОР;

Контроль.

 

 

4.Содержание образования

 владение базовыми понятиями;

узнавать и воспроизводить основные понятия изучаемой отрасли знаний;

давать им определение;

раскрывать содержание понятия, его объем;

устанавливать межпредметные связи с выше, ниже, рядом стоящими понятиями;

давать практическую интепретацию понятиям;

знание теорий, концепций, законов и закономерностей основ науки, ее истории, методологии, проблем и прогнозов;

умение применять научные знания на практике в стабильной и изменяющейся ситуации;

иметь собственные суждения в теории и практики данной образовательной области;

владение технологией непрерывного самообразования по отраслям знаний, наукам и видам деятельности.

самостоятельное освоение содержания рекомендованных учителем ЭУМ (электронный учебный модуль)  информационного типа,

 отработка умений на основе ЭУМ практического типа,

демонстрация на уроках результатов своей деятельности в ходе выполнения заданий ЭУМ контролирующего типа;

     осознание проблемной ситуации, формулировка проблемы, подбор ее обоснования;     постановка задачи для решения проблемы и решение их с использованием отобранных материалов;   

 выполнение заданий проблемного характера;     отбор информации, ознакомление с содержанием модулей, выбранных самостоятельно на основе сформулированной цели; 

   поиск решения поставленной задачи или вопроса; 

   подбор обоснования;     предъявление результатов с их обоснованием при помощи материалов ЭУМ; 

   определение этапов исследования;     проведение исследования; 

   выбор формы представления результатов исследования и способа их предъявления для оценки.   

 

 

5. Технологии, в том числе ИКТ

         Организация дифференцированной групповой работы.

 

         Профессиональное развитие, повышение ИКТ-компетентности учителей;

         Усовершенствование образовательных методик: внедрение интерактивных методов образования

         Метод проектов

         Технология исследовательского обучения

         Технология развития критического мышления через чтение и письмо

         Проблемное обучение

 

 

6.Средства

         Использование технических возможностей, обеспечивающих  наглядность (мультимедийность) – компьютер, мультимедийный проектор, подключение к сети Интернет, интерактивная доска.

 

 

7.Методы

Словесные: подача текстовой информации с экрана, сообщение знаний (текст читает диктор программы). Возможность многократного повторения страниц учебного материала. Гиперссылки позволяют быстро найти нужную информацию.

Наглядные: мультимедийный показ приемов и операций; виртуальное преобразование предметов; визуализация процессов, невозможных для рассмотрения в реальных условиях. В данном случае учебная информация лучше усваивается, так как привлекаются все органы чувств.

Практические: виртуальное практическое действие, моделирование объектов, автоматизация отдельных операций. Происходит логическая обработка практического материала, уменьшается количество организационных моментов.

 

 

8.Организационные формы

         Урок-лекция;

         Кино/видеоурок;

         Урок-семинар;

         Проблемно-ориентированный (исследовательский) урок;

         Урок-мастерская;

         Урок развития критического мышления

         Урок-семинар;

         Урок-зачет;

         Урок-практикум;

         Урок-путешествие

 

 

9. Образовательная среда

комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы;

совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы;

систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной ИОС.

 

 

 

 

10. Информационно-методическая среда

 

 

11.Информационные ресурсы

http://school-collection.edu.ru

http://fcior.edu.ru

 

 

 

12.Организационные ресурсы

 http://school-collection.edu.ru

http://fcior.edu.ru

 

 

 

13.Мотивационные ресурсы

 

 

 

14.Кадровые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в образовательных учреждениях-ОУ)

 

 

 

15.Научно-методические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей)

 http://school-collection.edu.ru

http://fcior.edu.ru

 

 

 

16.Материально-технические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей)

         Развитие компьютерной базы;

         Создание школьной локальной сети;

         Доступное высокоскоростное соединение с Интернетом;

         Школьный сайт

 

 

 

17. Нормативно-правовые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в ОУ)

          Нормы СанПин (5-7кл. – 20 мин, 8-11 кл. – 25 мин.);

 

 

 

 

Перечень методических разработок учебных занятий,

реализующихся с использованием дистанционных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов

Русский язык (5класс)

1       

Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них

 

http://sharam.ucoz.ru/index/prjamaja_rech_znaki_prepinanija_pri_prjamoj_rechi/0-105

 

2

Безударные личные окончания глагола

 

http://sharam.ucoz.ru/index/bezudarnye_lichnye_okonchanija_glagolov/0-108

 

3

Гласные Е и И в падежных окончаниях существительных

 

http://sharam.ucoz.ru/index/bukvy_e_i_v_padezhnykh_okonchanijakh_imjon_sushhestvitelnykh/0-109

 

4

Тире между подлежащим и сказуемым

 

http://sharam.ucoz.ru/index/tire_mezhdu_podlezhashhim_i_skazuemym/0-120

 

5

Простые и сложные предложения

 

http://sharam.ucoz.ru/index/prostye_i_slozhnye_predlozhenija/0-121

 

6

Обращение и знаки препинания при нем.

 

http://sharam.ucoz.ru/index/obrashhenie/0-123

 

7

Лексикология как раздел лингвистики

 

http://sharam.ucoz.ru/index/leksikologija_kak_razdel_lingvistiki/0-143

 

8

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

 

http://sharam.ucoz.ru/index/odushevlennye_i_neodushevlennye_imena_sushhestvitelnye/0-118

 

9

Морфологический разбор имени существительного

http://sharam.ucoz.ru/index/morfologicheskij_razbor_imeni_sushhestvitelnogo/0-122

 

Русский язык (6класс)

10     

Корни с чередованием -кос-, -кас-.

 

http://sharam.ucoz.ru/index/korni_s_cheredovaniem_kos_kas/0-119

 

11

Слитное и раздельное написание не с именами существительными

 

http://sharam.ucoz.ru/index/slitnoe_i_razdelnoe_napisanie_ne_s_imenami_sushhestvitelnymi/0-134

 

12

Н и НН в суффиксах прилагательных

 

http://sharam.ucoz.ru/index/n_i_nn_v_suffiksakh_prilagatelnykh/0-139

 

13

Спряжение глагола. Разноспрягаемые глаголы

http://sharam.ucoz.ru/index/sprjazhenie_glagola_raznosprjagaemye_glagoly/0-135

 

Русский язык (7 класс)

14

Причастие как часть речи

http://sharam.ucoz.ru/index/prichastie_kak_chast_rechi/0-124

 

15

Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте

http://sharam.ucoz.ru/index/prichastnyj_oborot_znaki_prepinanija_pri_prichastnom_oborote/0-110

 

16

Действительные и страдательные причастия

http://sharam.ucoz.ru/index/dejstvitelnye_i_stradatelnye_prichastija/0-106

 

17

Действительные причастия настоящего времени

http://sharam.ucoz.ru/index/dejstvitelnye_prichastija_nastojashhego_vremeni/0-112

 

18

Правописание одной и двух н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных

http://sharam.ucoz.ru/index/pravopisanie_odnoj_i_dvukh_bukv_n_v_suffiksakh_prichastij/0-117

 

19

Правописание предлогов

http://sharam.ucoz.ru/index/pravopisanie_predlogov/0-137

 

20

Слитное написание производных союзов

http://sharam.ucoz.ru/index/slitnoe_napisanie_proizvodnykh_sojuzov/0-138

 

Русский язык (8 класс)

21

Вводные слова

http://sharam.ucoz.ru/index/vvodnye_slova/0-129

 

22

Однородные члены предложения

http://sharam.ucoz.ru/index/predlozhenija_s_odnorodnymi_chlenami/0-141

 

23

Обобщающие слова при однородных членах предложения

http://sharam.ucoz.ru/index/obobshhajushhie_slova_pri_odnorodnykh_chlenakh_predlozhenija/0-132

 

24

Повторение и обобщение по теме "Односоставные предложения"

http://sharam.ucoz.ru/index/povtorenie_i_obobshhenie_po_teme_quot_odnosostavnye_predlozhenija_quot/0-133

 

25

Безличные предложения

http://sharam.ucoz.ru/index/bezlichnye_predlozhenija/0-131

 

Русский язык (9 класс)

26

Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в ССП.

http://sharam.ucoz.ru/index/slozhnosochinennoe_predlozhenie_znaki_prepinanija_v_ssp/0-111

 

27

СПП с придаточным определительным

http://sharam.ucoz.ru/index/spp_s_pridatochnym_opredelitelnym/0-125

 

28

СПП с придаточным изъяснительным

http://sharam.ucoz.ru/index/spp_s_pridatochnym_izjasnitelnym/0-126

 

29

СПП с несколькими придаточными

http://sharam.ucoz.ru/index/spp_s_neskolkimi_pridatochnymi/0-130

 

Дата последнего обновления страницы 01.11.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения