Малышева Вера Владимировна - учитель географии

        

                                          
                  

 

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кисловская  средняя  школа 
(победитель ПНП " Образование" 

2008 года) 
Лысковского района
Нижегородской области

 

 

Малышева Вера Владимировна - учитель географии

 

 

Информационная карта  инновационного опыта

1.Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Малышева Вера Владимировна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  Кисловская средняя общеобразовательная школа,

606231 Нижегородская область, Лысковский район, поселок Нива, улица  Солдатова дом 2 

Заместитель директора по воспитательной работе, учитель географии

19 лет

 

 

 

 

 

 

 

2. Сущностные характеристики опыта

1.Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Активизация познавательной деятельности на уроках географии через использование ИКТ 

2.Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

1.            Развитие навыков применения компьютерных технологий в работе учителя географии в условиях модернизации современной школы.

2.            Расширение арсенала форм, методов, приёмов работы на уроках географии.

3.            Повышение уровня познавательной мотивации к урокам географии и как следствие - повышение качества знаний.

4.            Подготовка к ЕГЭ с помощью интерактивных тренингов.

5.            Принципы работы с электронными версиями мультимедиа учебников.

6.            Защита учащимися и учителями своих проектов, выполненные как слайд - презентации с использованием программ Power Point, Excel и др.

 

3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Повысится уровень обученности учащихся, о чем свидетельствуют итоги учебных периодов; возрастет познавательный интерес к предмету, что подтверждает анкетирование и увеличение числа учащихся, выбирающих географию для сдачи выпускного экзамен; выростет уровень сложности исследовательских работ учащихся по предмету (качество выполняемых презентаций).

 

4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

 Информационные технологии формируют ключевые компетентности, придают обучению естественный характер,  тем самым создаются благоприятные условия для повышения уровня мотивации познавательной деятельности учащихся делают урок для ребенка комфортным местом общественной жизни, а учебную деятельность — средством реализации и развития личностных особенностей от уровня образовательного стандарта до творческого.

5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

 В способах реализации многое может идти от особенностей содержания темы, от учебных возможностей школьников, их эмоционального и познавательного опыта, наконец, от особенностей личности самого учителя. Важным является высокий уровень профессиональной подготовки учителя; готовность к обобщению и распространению собственного опыта; наличие необходимого учебно-методического обеспечения; высокий уровень мотивации на повышение уровня педагогической компетентности учителя. 

6.Результат изменений

Поиск таких форм обучения, методов и приёмов, позволяющих повысить эффективность усвоения географических знаний, распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. 

7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

1.«Активизация познавательной деятельности на уроках географии через использование ИКТ» http://www.openclass.ru/my_page_all  

 

3.Описание инновационного опыта учителя*

Обучение с помощью ИКТ — это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде.

В основе обучения с помощью компьютерных технологий лежит, прежде всего, принципиально новая модель организации обучения учащихся, которая представляет интерес для любого творчески работающего учителя и позволяет получить ответ на поставленные ранее вопросы. Получать необходимый опыт работы с ИКТ и возможность обмениваться и делиться им с коллегами мне удаётся благодаря следующим факторам:

1. Наличию современного компьютерного оборудования и интерактивной доски в кабинете географии;

2. Применению мультимедиа учебников разных авторов с 6-го по 11-й класс, использование другого программного продукта;

3. Изучению методической, педагогической литературы;

4.  Наличию коллектива учащихся и учителей, способных работать в новых условиях;

Специфика географической информации состоит в том, что многие процессы, происходящие в природе:

- скрыты от глаз наблюдателя;

- все процессы происходят в динамике.

 Показать процессы в динамике, можно только используя видеоинформацию, материалы мультимедиа, Интернетресурсы. Проанализировав географические знания учащихся, я пришла к выводу, что происходит более глубокое усвоение видеоинформации, в противоположность информации прочитанной или услышанной, особенно, если материал подобран самими учениками. Самостоятельность учащихся на уроке способствует развитию таких личностных качеств как самоопределение, самоактуализация и формирует адекватную самооценку.

 Компьютерные программы в учебном процессе предполагают большие развивающие возможности. Включение таких источников в учебный процесс способствует:

-связи фактологии учебного предмета с реальностью и расширяет информационные интересы учащихся;

-дополняет предмет новыми сведениями;

-поддерживает актуальный уровень предмета;

-способствует развитию личности учащегося.

 Электронные версии мультимедиа учебников не что иное, как новое слово в методической науке и практике обучения, рекомендованы Министерством Образования России и входят в Федеральный комплект учебников географии. Электронная версия даёт более широкие возможности в изучении курса географии:

1.Текст учебников сопровождается большим количеством слайдов;

2.Практикум активизирует познавательную деятельность учащихся;

3.Игровые моменты пробуждают интерес к предмету;

4.Работа с активными элементами на экране развивает логическое мышление;

5.Мультимедиа курс построен не по принципу поурочного изучения, а даёт представление о теме в целом, расставляя акценты на основных элементах её содержания;

6.Анимация позволяет смоделировать реальную географическую ситуацию;

 Помимо практикумов к каждой теме прилагаются тесты, позволяющие оценить степень усвоения темы.

В проведении уроков мною используются мультимедиа материал, тексты учебника, словари и тесты компьютерных версий учебников за 6 – 8 классы «География. Наш дом - Земля», авторы И.В.Душина, В.А. Коринская, В.А.Щенев, 7 кл. «География России», авторы В.П.Дронов, Л.Е.Савельева и др., 8кл. «Начальный курс географии» Петровой Н.Н., 6кл. «Уроки географии Кирилла и Мефодия» 6-11кл. Все учебные материалы одобрены МО РФ и разработаны в соответствии с Государственным стандартом образования РФ.

Использование современных средств педагогических технологий, информационных компьютерных технологий даёт возможность значительно расширить диапазон операционных действий учащихся при выполнении практических и самостоятельных работ. Можно создавать игровые моменты и использовать видеоматериал для познавательных задач. Можно использовать интерактивный тренинг – подготовка к ЕГЭ, который упрощает старшеклассникам и выпускникам подготовиться к новому виду итоговой государственной аттестации, даёт возможность получить подробный анализ результатов тестирования по географии и устранить пробелы в знаниях, психологически подготовиться к новым требованиям проведения выпускных школьных экзаменов.

 Предложенные мною приёмы использования ИКТ далеко не исчерпывают их функциональные возможности. ИКТ сегодня являются одним из наиболее действенных и необходимых средств обучения, дающих больше свободы, как учителю, так и ученику в выборе методических путей к достижению требований учебной программы. Из этого следуют и поставленные мною задачи:

1.Развитие навыков применения компьютерных технологий в работе учителя географии в условиях модернизации современной школы.

      2.Расширение арсенала форм, методов, приёмов работы на уроках географии.

      3.Повышение уровня познавательной мотивации к урокам географии и как следствие - повышение качества знаний.

      4.Подготовка к ЕГЭ с помощью интерактивных тренингов.

5.Принципы работы с электронными версиями мультимедиа учебников.

      6.Защита учащимися и учителями своих проектов, выполненные как слайд - презентации с использованием программ Power Point, Excel и др.

 Результативность опыта использования ИКТ на уроках географии, можно проследить по следующим фактам:

1.Повысился уровень обученности учащихся, о чем свидетельствуют итоги учебных периодов;

2.Возрос познавательный интерес к предмету, что подтверждает анкетирование и увеличение числа учащихся, выбирающих географию для сдачи выпускного экзамена.

3.Вырос уровень сложности исследовательских работ учащихся по предмету (качество выполняемых презентаций).

 Продвижение учащихся в развитии, положительные результаты, 100%-ая успеваемость, высокое качество знаний учеников убедили меня в правильности выбора и способствовали разработке инновационных материалов по ИКТ.

Предметом моего исследования является разнообразие методик и форм по развитию познавательной деятельности на уроках географии через использование ИКТ. Изложенные выше факты определили тему моей творческой работы «Активизация познавательной деятельности на уроках географии через использование ИКТ»

 Цель: обеспечение необходимого уровня усвоения школьниками систематизированных знаний по географии через формирование познавательных интересов, формирование способностей к самообразованию, потребности в самосовершенствовании, развитие ИКТ-компетентности.

В связи с этим определяются задачи:

1.Обеспечение качества усвоения знаний по географии.

2.Развитие общеучебных умений и навыков.

3.Содействие развитию ИКТ-компетентности.

4.Организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности.

При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую как традиционные, так и нетрадиционные подходы в преподавании географии, активно использую новые информационные технологии.

 

4. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

 

Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

 

 

5. Информационные характеристики опыта**

 

 

Характеристики инновационного опыта**

 

Обучение***

Воспитание***

Дополнительное образование***

1. Ценности и ценностные ориентации

Индивидуализация и дифференциация в обучении, расширение кругозора, познавательная активность

 

 

2. Цели и задачи

 

Развитие познавательных интересов. Оптимизация и повышение результативности образовательного процесса

Общение, исследовательская деятельность

Индивидуальные способности, творческий рост, интеллектуальный потенциал, исследовательская деятельность

3. Управление образованием

 

 

 

4. Содержание образования

Направленность на развитие познавательной активности в преподавании географии

Положительная мотивация

Элективные курсы

5. Технологии, ИКТ в том числе

Игровые, личностно-ориентированные, разноуровневые технологии с применением ИКТ

Личностно-ориентированные, коллективное творческое дело, игра

 

6. Средства

 

УМК, компьютер.

 

 

7. Методы

 

Проблемные, частично-поисковые, исследовательские

 

 

8. Организационные формы

Индивидуальное, групповое обучение

 

 

9. Образовательная среда

Базовое образование, уроки

 

 

10. Информационно-методическая среда

Открытые уроки, работа в МО, семинары

 

 

11. Информационные ресурсы

Интернет-ресурсы, электронные учебники, электронные библиотеки.

Интернет, электронные энциклопедии

 

12. Организационные ресурсы

Учебный план образовательного учреждения

 

 

13. Мотивационные ресурсы

Самореализация.

Повышение квалификации.

 

 

14. Кадровые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в ОУ)

 

 

 

15. Научно-методические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей)

Районные семинары учителей географии

 

 

16. Материально-технические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей)

 

 

 

17. Нормативно-правовые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в ОУ)

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 05.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения