Пояснительная записка
Цель образования - развитие личности школьника, а стратегическая задача - образовательной политики - стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей и задач разработаны рамки федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную
Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Главное во внеучебной работе –это отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя, руководителей детских объединений и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Исходя из этого, в школе намечены мероприятия для создания системы внеурочной деятельности, поддерживающей процесс обучения:
- изменение учебного плана начальной школы;
- разработка Положения о внеурочной деятельности;
- составление перечня программ внеурочной деятельности;
- подбор кадров для проведения внеурочных занятий;
- разработка Положения о программах;
- разработка рабочих программ внеурочной деятельности;
- материально-техническое оснащение внеурочной деятельности;
- информирование родителей о системе внеурочной деятельности;
- составление расписания внеучебной деятельности учащихся 1 класса.
Основная идея модели: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель: разработка механизмов организации внеурочной деятельности младших школьников.
Основные задачи:
- выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
- оказание помощи в поисках «себя»;
- создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
- формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
- создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- оказание помощи в освоении позиции ученика за счёт включения в различные учебные сообщества, как в системе школьного дополнительного образования, так и в условиях творческих коллективов учреждения дополнительного образования детей;
- расширение рамок общения с социумом.
Описание модели
Раздел вариативной части «Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. На организацию внеурочной деятельности отводится 10 часов в неделю.
Для эффективной организации внеурочной деятельности младших школьников будет организована школа полного дня. Работа школы в условиях полного дня позволит использовать такое эффективное воспитательное средство, как режим, с помощью которого будет упорядочена жизнь и деятельность учащихся как в урочное, так и во внеурочное время. При этом будут учитываться познавательные потребности детей, а также возрастные особенности младших школьников: приём пищи, прогулки на свежем воздухе. Для работы в режиме школы полного дня составлено единое расписание, как первой, так и второй половины дня.
В МБОУ Кисловская средняя общеобразовательная школа внеурочная деятельность представлена следующими направлениями и формами работы:
-общекультурное направление;
-социально-оздоровительное направление;
-общеинтелектуальное направление;
-духовно-нравственное направление;
-социальное направление.
Внеурочная деятельность |
Направления |
Деятельность |
Часы |
Общекультурное |
Детское объединение «Танцевальный» |
2 |
Детское объединение «Веселые нотки» |
Социально-оздоровительное |
Детское объединение « Ритмика» |
2 |
Детское объединение «Самбо» |
Общеинтелектуальное |
Детское объединение «Мастерок» |
2 |
Уроки всезнайки «Культура речи» |
|
Духовно-нравственное |
Индивидуально-групповые занятия «Вместе-дружная семья» |
2 |
Клуб « Краевед» |
Социальное |
Развивающие занятия « На этапе первичной адаптации», « Преодоление трудностей в общении и поведении» |
2 |
Уроки общения « Я в коллективе» |
Итого |
|
10 |
Режимные моменты
№ |
Мероприятия |
Время |
1 |
Учебные занятия |
8.00 – 11.20 |
2 |
Прогулка |
11.20 – 12.00 |
3 |
Обед |
12.00 – 12.20 |
4 |
ГПД |
12.20 – 16.00 |
5 |
Внеурочная деятельность |
14.00 – 16.00 |
Расписание внеурочной деятельности:
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
1 час занятий |
Индивидуально-групповые занятия «Вместе-дружная семья» |
Детское объединение «Мастерок» |
Детское объединение «Веселые нотки» |
Клуб « Краевед» |
Уроки всезнайки «Культура речи» |
Детское объединение «Самбо» |
2 час занятий |
Развивающие занятия « На этапе первичной адаптации» |
Уроки общения
« Я в коллективе» |
Детское объединение
« Ритмика»
|
Развивающие занятия
«Преодоление трудностей в общении и поведении» |
Детское объединение «Танцевальный»
|
Детское объединение «Самбо» |
|
Детское объединение «Самбо» |
|
Детское объединение «Самбо» |
Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой. При организации внеурочной деятельности обучающихся будут использованы собственные ресурсы (педагоги дополнительного образования , учитель начальных классов, учитель музыки, библиотекарь, школьный психолог, старшая вожатая)
МБОУ Кисловская средняя общеобразовательная школа стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости учащихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Дети идут на занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Внеурочная деятельность учащихся будет организована во второй половине дня.
Внеурочная деятельность в ОУ включает в себя:
1. Общекультурное направление представлено кружками «Веселые нотки», «Танцы» с целью раскрытия новых способностей обучающихся в области творчества. Педагоги дополнительного образования будут осуществлять свою работу в форме групповых, игровых занятий, бесед, экскурсий, конкурсов, выставок.
2. Социально-оздоровительное направление.
Оно представлено секцией по самбо и занятиями по ритмике. Целью данного курса является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Занятия должны проходить в форме спортивных состязаний, игр, весёлых стартов.
3. Общеинтелектуальное направление реализуется на занятиях уроков Всезнайки « Культура речи»,где будут созданы условия для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности через игры, наблюдения, исследования, защиту исследовательских работ и детской риторики.
На занятиях детского объединения «Мастерок» учат видеть красоту в человеке, обществе, природе и, наоборот, видеть, оценивать безобразное.
Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм работы: экскурсии в музей, на природу, викторины, праздники, изготовление стенгазет, коллективные творческие дела.
4. Духовно-нравтственное направление представлено индивидуально-групповыми занятиями «Вместе-дружная семья»,библиотечными уроками « Моя малая Родина» Деятельность занятий направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Формы работы разнообразны: беседы, сообщения, экскурсии в краеведческий музей, встречи с ветеранами, тематические праздники, концерты, просмотры фильмов.
5. Социальная деятельность представлена работой школьного психолога с циклом развивающих занятий « На этапе первичной адаптации», « Преодоление трудностей в общении и поведении» и уроками общения « Я в коллективе» целью которого является воспитание бережливости, ответственности, уважительного отношения к труду, к людям. Формами занятий с учащимися по данному направлению являются: трудовые акции, экскурсии, тематические беседы, экологические акции, проекты.
Ожидаемые результаты:
- развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- воспитание уважительного отношения к своей малой Родине, школе;
- получение школьником опыта самостоятельного социального действия;
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
- увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
- воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
- формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
- реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.