Шорхина Антонина Михайловна - учитель математики

                                             

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кисловская  средняя  школа 
(победитель ПНП " Образование" 

2008 года) 
Лысковского района
Нижегородской области

 

 

Шорхина Антонина Михайловна - учитель математики

 

Информационная карта  педагога-инноватора

 

1.Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Шорхина

Антонина

Михайловна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  Кисловская средняя общеобразовательная школа, 606231 Нижегородская область, Лысковский район, поселок Нива, улица  Солдатова дом 2 

Заместитель директора по учебной работе

15 лет

 

 

 

 

 

 

 

2. Сущностные характеристики опыта

1.Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Проектная культура как часть профессионализма педагогов ОУ

2.Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

1.Создание условий для инновационной методической работы, ориентированной на овладение педагогами новым инновационным способом профессиональной деятельности - проектированием.

 2.Освоение инновационной технологии - проектирование, проектная деятельность, метод проекта.

 3.Поиск инновационных средств, методов и приемов, предполагающих наличие деятельностного подхода к реализации проектов. 

3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование проектных технологий в учебно – воспитательном процессе 

4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

1.Удовлетворение потребностей ОУ,  работающего в режиме развития, в инновациях.

2.Повышение профессионального мастерства педагогов по внедрению инновационных технологий.

 Основные идеи:

 1.Развитие проектной культуры в образовательном процессе способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с обучающимися и родителями.

 2.Проектное управление качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников ОУ.

 3.Проектирование заставляет участников инновационного процесса находиться в пространстве множества возможностей.

 Исходные теоретические положения:

 1.Проектная деятельность педагогов ОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования: направлена на выработку исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов); способствует рзвитию креативности, логического мышления; объединяет знания, полученные в ходе методических мероприятий ОУ и профессиональных сообществ района, а также на курсах повышения квалификации.

 2.Проектная деятельность обязательна для педагогов всех категорий образовательного учреждения.

 3.Проектная деятельность для педагогов - одна из форм организации воспитательно-образовательного процесса, повышение компетентности, качества образования.

 Принципы проекта:

 1.Принцип гуманизма. Основывается на усилении внимания к личности каждого обучающегося как высшей ценности общества, установке на формирование гражданина с полноценным физическими, интеллектуальными и моральными качествами, создания максимально благоприятных условий для развития его творческой индивидуальности.

 2.Принцип демократизма. Связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного  процесса и запросов человека. Предполагает создание предпосылки для усиления активности, инициативы и творчества обучающихся, педагогов, родителей, а также их взаимодействия.

 3.Принцип преемственности предполагает обогащение средств, форм и методов воспитания и обучения, предопределяет характер связей между элементами педагогического процесса в ОУ и стилем воспитания в семье.

 4.Принцип интеграции и координации. Отражает способы взаимосвязанной деятельности всех субъектов (администрации, сотрудников, педагогов, родителей, обучающихся) в системе дети-педагоги-родители и в соответствующих подсистемах, направленных на согласованную работу. Интеграция обеспечивает взаимодействие как внутри элементов, входящих в воспитательно-образовательный процесс ОУ, так и между ними и характеризует уровень их связей, определяющих целостность.

 5.Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого обучающегося и своевременной коррекции проблем в его развитии.

 6.Принцип диалогичности. Основывается на утверждении, что только в условиях субъект-субъектных отношений возможно формирование творческой личности. Принцип нацелен в первую очередь на оптимизацию взаимодействия субъектов образовательного процесса.

 7.Принцип человекосообразности предполагает учет природосообразности (возрастные, психологические, типологические, индивидуальные особенности и возможности детей) и культуросообразности (соответствие элементов образования модели социокультурного опыта в логике глобального, национального, регионального компонентов) в развитии обучающихся. 

5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

1.Создание ресурсов.

 1.1.Организационное обеспечение

 1.2.Информационное обеспечение.

 1.3.Кадровое обеспечение.

 1.4.Методическое обеспечение.

 1.5.Нормативно-правовое обеспечение.

 1.6.Материально-техническое обеспечение..

 2. Управление проектом.

6.Результат изменений

Познание себя и ориентация на ценности саморазвития:

 1.качественное изменение отношений в коллективе (как взрослом, так и детском);

 2.стремленией взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь;

 3.снятие в коллективе конфликтности и раздражительности;

 4.управление технологическим процессом в зависимости от профессионального уровня коллектива.

7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

 

 

III. Описание инновационного опыта

 В настоящее время неотъемлемой составляющей деятельности современного ОУ, которое работает в режиме развития, является внедрение инноваций. При этом качество и результаты инновационной деятельности, учитывающей федеральные государственные требования и запросы социума, во многом зависит от реализующих их специалистов.

 Проектирование требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, предполагает наличие деятельностного подхода к реализации проектов. Для успешной проектной деятельности в УВП ОУ требуется серьезная подготовка и организация проектирования, дидактическое и методическое и материально-техническое обеспечение. Данный проект реализовывался в три этапа. На первом подготовительном этапе была разработана нормативно-правовая база: положение о контрольной деятельности, мониторинге, о творческой группе, о проектной группе, о методической работе в рамках проектной деятельности. Созданы творческая и проектная группы. Оформлен методический стенд «Проектная деятельность в ОУ». Разработаны методические рекомендации, диагностический инструментарий оценки повышения квалификации педагогов, система стимулирования педагогов, система контроля по внедрению инновационных технологий в ОУ, система проектных мероприятий. Проведен педсовет по итогам реализации задач 1 этапа проекта.

 На втором этапе реализации проекта был проведен информационный педсовет на тему «Проектная деятельность в ОУ", также был организован постоянно действующий семинар "Инновационные подходы в учебно - воспитательной работе ОУ»: «Проектная культура как часть повышения профессионализма педагогов», «Проектный метод в деятельности ОУ», «Проектный метод как метод развивающего обучения», «Виды проектов и использование их  в УВП», «Проект как мотивация к познанию».  Педагогам была оказана консультативная помощь в разработке педагогических проектов. Были проведены открытые просмотры «Интегрированные урокисс использованием метода проекта». На заседаниях творческой группы педагоги презентовали творческие проекты детей. Проведен педсоветы по эффективности реализации педагогических проектов в ОУ «Здоровьесберегающие технологии в учебно - воспитательном  процессе ОУ» (реализация проекта "Здоровая школа-школа здоровья"). Разработаны и заведены карта инноваций учителей, диагностическая карта профессионального мастерства и повышения квалификации педагогов. Ежемесячно заполняется карта профессиональной деятельности педагогов, определена степень новаторства педагогов в коллективе (по отношению к инновациям члены коллектива разделились следующим образом: лидеры- 23%, позитивисты-46%, нейтралы-31%), также проверена реакция педагогов на инновационную деятельность в ОУ -59% учителей легко распознают преимущества внедрения нового, 34% пассивны к принятию нововведений, но придерживаются мнения всего коллектива. Проведено тестирование "Отношение к инновационной деятельности", "Восприимчивость педагогов к новому". При проведении круглого стола "Подведение итогов реализации проекта "Проектная культура как часть повышения профессионализма педагогов" был сделан вывод: повысилось мастерство педагогов по внедрению и использованию инновационных технологий (проектная деятельность), в реализацию проектов задействованы все участники образовательного процесса ОУ (педагоги-родители-дети).

 

 

 

V. Информационные характеристики опыта**

Характеристики инновационного опыта**

Обучение***

Воспитание***

Дополнительное

Образование***

1. Ценности и ценностные ориентации

 

 

 

2.Цели и задачи

Цель: создание условий для инновационных процессов в ОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности, на интеграционной основе.

 Задачи:

1.Повышение профессиональной культуры педагогов по внедрению инновационных технологий.

 2.Развитие навыков планирования (четкого формулирования цели, определение основных шагов по достижению поставленной цели, сроков и средств).

 3.Совершенствование навыков сбора и обработки информации и правильного ее использования.

 4.Развитие экспертно-аналитических умений (креативность, критическое мышление).

 5.Развитие прогностических умений (предполагаемый результат деятельности).

 6.Формирование позитивного отношения к проектной деятельности (инициатива, энтузиазм, обязательность в выполнении работы в соответствии с установленным планом и графиком). 

 

 

3. Управление образованием (как для ОУ, так и для учителей и классных руководителей)

 1)Анализ возможностей для реализации проекта.

 2)Организация разработки проекта.

 3)Разработка стратегии и поэтапных планов реализации проекта.

 4)Согласование планов реализации проекта с программами, используемыми в педагогическом процессе ОУ.

 5).Контроль за разработкой и реализацией проекта 

 

 

4.Содержание образования

 

 

 

5. Технологии, в том числе ИКТ

 Проектные технологии, ИКТ

 

 

6.Средства

 

 

 

7.Методы

 

 

 

8.Организационные формы

 Педсоветы, круглые столы, семинары, интегрированные уроки

 

 

9. Образовательная среда

 

 

 

10. Информационно-методическая среда

 

 

 

11.Информационные ресурсы

 1.Создание информационного банка по проектной деятельности.

 2.Накопление информации об издании новой методической литературы по проектной деятельности

 

 

12.Организационные ресурсы

 1.Определение перечня функций управления проектом.

 2.Распределение функций управления между организаторами проекта.

 3.Организация работы должностных лиц, ответственных за разработку и реализацию проекта (распределение поручений, заданий, контроль за исполнением).

 4.Организация работы (подготовка, проведение заседаний, оперативных совещаний, организация исполнения решений).

 

 

13.Мотивационные ресурсы

 

 

 

14.Кадровые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в образовательных учреждениях)

 1.Разработка перспективного плана повышения квалификации педагогов.

 2.Организация направления на курсы повышения квалификации педагогов.

 3.Разработка плана выявления, обобщения и распространения педагогического опыта, определения форм и методов его распространения.

 4.Выявление, обобщение передового педагогического опыта, разработка мер по его распространению.

 5.Проведение мероприятий по распространению передового опыта в рамках ОУ, района.

 

 

 

15.Научно-методические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей)

 1.Организация приобретения новой методической литературы.

 2.Выявление потребности в научно-методических разработках.

 3.Разработка методических материалов.

 4.Распределение обязанностей и объема методической работы между творческими и рабочими группами, отдельными педагогами.

 5.Контроль за процессом разработки проектов.

 6.Организация и проведение оценки, апробирование методических разработок по проектной деятельности.

 

 

 

16.Материально-технические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей)

 1.Разработка изменений материально-технической базы ОУ.

 2.Приобретение нового оборудования, средств обучения.

 2. Управление проектом.

 1)Анализ возможностей для реализации проекта.

 2)Организация разработки проекта.

 3)Разработка стратегии и поэтапных планов реализации проекта.

 4)Согласование планов реализации проекта с программами, используемыми в педагогическом процессе ОУ.

 5).Контроль за разработкой и реализацией проекта 

 

 

17. Нормативно-правовые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в ОУ)

1.Согласование нормативно-правовой базы введения новшеств с вышестоящими организациями: управление образования, НИРО.

 2.Разработка нормативно-правовой базы: приказы, распоряжения, положения, рекомендации.

 3.Внесение изменений в действующую нормативно-правовую базу 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»