Программа днтского объединения "Семицветик"

                                             

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кисловская  средняя  школа 
(победитель ПНП " Образование" 

2008 года) 
Лысковского района
Нижегородской области

 

 

Программа детского объединения "Семицветик"

«СТРЕМЯСЬ ВПЕРЁД»

 /СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 3 ГОДА/

 возраст детей 11 – 14 лет

 

Автор – составитель:

старшая вожатая

МБОУ Кисловская средняя

общеобразовательная школа

Минеева Елена Владимировна

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

 Муниципальное образовательное учреждение Кисловская средняя общеобраз

вательная школа была построена в 1975 году. Школа располагается на территории небольшого поселка, численность населения которого 1341 человек. В поселке находятся: центральная контора ЗАО «Нива», Кисловская сельская администрация, сельский Дом Культуры, филиал музыкальной школы, детский садик, несколько продовольственный магазинов. Основная часть населения поселка предпенсионного и пенсионного возраста. В школе обучаются в основном дети рабочих и служащих, так как и основная часть жителей работает в сельскохозяйственном предприятии ЗАО «Нива» и государственных учреждениях. При этом дети рабочих составляют – 62,6,3%, служащих – 21,9%, предпринимателей – 3,2%, безработных – 5,9%, пенсионеров -1,1%, инвалидов – 5,3%,. Всего учащихся в школе: 1-11 классы-127человек :

1-4 классы - 46 человек

5-7 классы – 34 человека

8-11 классы – 46 человек

В школе есть молодежное объединение, действует модель ученического самоуправления «Выбор», созданы детские объединения по интересам.

На данный момент в детском объединении 72 человека ( 76% от общего числа обучающихся 1-8 классов), в активе детского объединения 14 человек (43 % от числа учащихся 5 – 7 классов), 2 мальчика, 12 девочек. Активные, талантливые, способные к саморазвитию ребята. Умеющие работать в коллективе, желающие участвовать в общественной жизни детского объединения и школы.

Детское объединение не первый год работает по направлениям: спортивное, экологическое, шефское, интеллектуально – познавательное, творческое, гражданско-патриотическое.

В мае 2007 года при подведении итогов работы детского объединения «Семицветик» я попросила ребят ответить на вопрос: «Что ты хотел бы изменить в работе детского объединения, чему научиться?».

• 37% - хотят попробовать себя в различных видах деятельности.

• 30% - научиться высказывать свое мнение, и быть услышанным.

• 23% – хотят раскрыть в себе лидерские качества.

• 10% - ничего не хотят менять.

 

Отсюда и выявилась актуальная проблема: необходима новая интересная, увлекательная деятельность способствующая проявлению, лидерских, творческих и организаторских способностей детей.

 

Задачи на данном этапе:

• увлечь детей интересной деятельностью (разной по своему содержанию);

• максимально заполнить свободное время;

• дать каждому ребенку возможность, проявить себя в какой - либо деятельности;

• помочь растущему человеку войти в мир, найти в нем свое место, осуществить выбор социальной роли и реализовать ее в созидательной деятельности;

• создать условия для активного формирования интересов и склонностей детей, для развития уже проявившихся способностей.

Очень многое в работе детского объединения будет зависеть от того, какие направления, методы и приемы деятельности мы выберем и как реализуем их в системе воспитания школы.

Необходимо организовать такую деятельность в детском объединении, которая смогла бы конкурировать с различными дворовыми командами, формы самореализации и культивируемые этические ценности в которых носят зачастую асоциальный характер.

 

1.2. ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ

Программа адресована детям 11-14 лет. Важнейшими особенностями психологии подросткового возраста, которые учитываются в данной программе, являются:

• потребность подростка в самоутверждении в качестве самостоятельной

личности, в построении ситуации «взрослых» отношений с окружающими;

• приоритетное значение референтной группы сверстников для формирования

системы ценностей подростка.

Подросткам присущи: личностное самоопределение, участие в социально важной деятельности, соревновательность, участие в ролевых играх.

 

1.3. ЦЕЛЬ:

Создание благоприятных условий общения и совместной деятельности детей, позволяющей проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовать свои интересы и потребности, интересно и с пользой проводить свободное время.

 ЗАДАЧИ:

1. Создать условия для развития лидерских качеств, организаторских способностей детей и подростков, реализации их потребностей в творческом самовыражении

2. Расширить интересы, увлечения детей с целью их личностного развития.

3. Дать знания, умения и навыки, необходимые в организационной деятельности.

4. Предоставить возможность ребенку свободно выражать свое мнение, получать и передавать информацию, формировать общественное мнение.

5. Организовать творческую развивающую коллективную деятельность

6. Создать воспитательно – образовательную среду, формирующую у ребят потребность в самосовершенствовании.

7. Организовать каникулярное время.

 

1.4. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

 Рост организаторских умений: по результатам участия в управлении группой и организации мероприятий, проектов - на основе самооценки, оценки участников объединения, педагогов.

Личностный рост: на основе изменения статусного типа участника, по результатам тестирования, заполнения «Дневника достижений», на основе самооценки, оценки участников объединения, педагогов.

Коллективный рост: коллективный рост детского объединения определяется ежегодно в ходе проведения районных смотров и конкурсов школьных детских объединений.

Степень коллективного роста (по Лутошкину А.Н.) определяют сами ребята на общих сборах коллектива.

Коллективный рост участников программы:

 

Первый год обучения.

• направление «Я и экология»: познавательная игра « Экологическая тропа»

• направление «Найди в себе лидера»: тест «Лидер ли я?», методика «ДостижениЯ»

• направление «Делай как мы, делай лучше нас »: ключевое КТД «Фестиваль детских объединений школы» (д/о и с/с).

• Методика карта «Успеха».

• Анкета «Что во мне скрыто?».

 

Второй год обучения:

• КТД «День рождения объединения».

• направление «Найди в себе лидера»: практическое занятие «Организаторская деятельность»

• направление «Делай как мы, делай лучше нас»: творческая мастерская «Хочешь научу?»

 

 Третий год обучения.

• направление «Я и экология»: палаточный экологический сбор

• направление «Найди в себе лидера»: результат проекта «Школа вожатого»

• направление «Делай как мы, делай лучше нас»: реализация социально-значимого проекта.

• Диагностика уровня развития коллектива.

 

 1.5. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖ АНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа «Поднимаясь выше» включает три взаимосвязанных направления:

• экологическое «Я и экология»

• лидерское «Найди в себе лидера».

• коллективная социально – творческая деятельность «Делай как мы, делай лучше нас» /включает игровую, творческую, социально – значимую деятельность/.

Основную роль в реализации программы играют КТД, проекты, ролевые , деловые и познавательные игры, возможность членов детского объединения проявить себя в роли организатора дела.

 

1. направление «Я и экология»:

- обучающие занятия (проводит вожатая или руководитель экологического кружка);

- обучающее занятие (проводят члены детского объединения);

- лагерь актива в каникулы;

- обучение вновь принятых ребят;

- выпуск газеты «Земля - наш дом»;

- участие в районных и областных конкурсах;

- создание группы юнкоров, которые будут писать статьи на экологическую тему в районную газету «Росток»;

- познавательные экологические игры;

- экскурсия в краеведческий музей г.Лысково;

- изучение деятельности природоохранных организаций.

- конкурсы экологических плакатов и рисунков;

- выступление экологических агитбригад.

Главная задача: создание условий для социального становления и развития личности через организацию совместной познавательной, преобразовательной, природоохранной деятельности детей и взрослых, осуществление действенной заботы о себе через заботу об окружающей среде.

 

2. направление « Найди в себе л идера»:

- лекции;

- практические занятия;

- тренинги;

- самостоятельное проведение дела;

- деловые игры;

- ролевые игры;

- участие в районном конкурсе «Лидер XXI века»;

- участие в проекте «Школа вожатого»;

- лагерь актива в каникулы;

- круглые столы с детскими объединениями района;

- круглый стол с администрацией школы;

- шефская работа;

- вечер откровений.

Главная задача: развитие лидерских качеств и организаторских способностей.

3. направление «Делай как мы, делай лучше нас .»

- лекции;

- практические занятия;

- акции;

- самостоятельное проведение занятий;

- КТД;

- проектная деятельность;

- проведение игровых программ;

- организация игр для младших школьников;

- лагерь актива в каникулы;

Главная задача: реализация полученных знаний в конкретной коллективной и социально – значимой деятельности.

Данные виды деятельности планируются объединением на основе свободного выбора в зависимости от этапа формирования группы и потребностей участников.

 Содержание реализуется через следующие технологические блоки:

1. Диагностический блок: анкетирование, тестирование.

2. Образовательный блок: лекции, практические занятия, деловые игры, творческие мастерские, самостоятельное проведение занятий.

3. Творческий блок: КТД, творческие конкурсы, фестивали, вечера, ролевые игры

4. Самоуправленческий блок: структурное построение органов самоуправления; организация работы всех структурных элементов детского объединения.

5. Информационный блок: выпуск газеты, распространение информации о своей деятельности; представительство в органах школьного ученического самоуправления;

6. Социальный блок: организация социально – значимой деятельности в школе, микрорайоне, районе.

 УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

• заинтересованность детей;

• поддержка педагогического коллектива (5 – 8 классов);

• наличие помещение;

• методическая база;

• компьютер;

• канцтовары.

 ФОРМА И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Теоретические и практические занятия проводятся 1 раз в неделю (четверг) / в вожатской комнате /

По мере освоения материала ребята проводят занятия сами.

Работа актива: теоретические и практические занятия 2 раз в месяц по 1 часу и по мере необходимости.

Работа в каникулы: 2 дня – 1,5 – 2 часа.

 

1.6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

 Программа «Стремясь вперед» социально – лидерского направления, для ребят 5-8 классов, рассчитана на три года.

Каждый год делится на 4 этапа:

 

Этап деятельности Задачи Формы

Первый этап

Диагностический Выявление интересов и потребностей детей Анкетирование, игра, беседа

Второй этап

Обучающий Организация обучающих занятий: совмещение теории и практики Занятия, мастер – классы

Третий этап

Практический Организация проектной деятельности. Реализация ключевых КТД, самостоятельное проведение занятий Акции, проекты, конкурсы.

Четвертый этап

Заключительный Определение уровня знаний, изучение результатов, выводы. Определение степени развития коллектива. Тестирование,Анкетирование

 

 

Работа по программе делится на три периода:

 Период ответственные деятельность

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ Вожатая и с/с

- предварительная работа /сбор информации/;

- анкетирование «Что хотят изменить, чему научиться в д/о»;

- планирование работы;

- анализ полученных результатов.

 

Вожатая и д/о - старт программы;

- деление на сектора по интересам.

ОСНОВНОЙ Вожатая - организация обучающих и практических занятий;

- мастер – классы;

- проведение деловых, ролевых, интеллектуально –познавательных игр и конкурсов;

- координация деятельности всех групп;

- организация лагеря во время каникул;

- организация проектной, коллективно – творческой деятельности;

- консультирование ребят при подготовке занятий.

 

Сектора Реализация своих функций.

 

Ребята 5-8 классов, д/о - участие в конкурсах, интеллектуально – познавательных, ролевых и деловых играх;

- школа актива;

- проведение занятий;

- реализация проекта «Мы вместе»;

- КТД;

- проектная деятельность;

- проведение игровых программ;

- организация игр для младших школьников;

- лагерь актива в каникулы;

ИТОГОВЫЙ Вожатая, ребята из д/о - подведение итогов работы по направлениям (ключевые КТД, проекты);

- определение личностного роста ребенка;

- определение коллективного роста;

- анализ работы творческих групп;

- определение новых задач.

 

 

 САМОУПРАВЛЕНИЕ В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ « СЕМИЦВЕТИК»

 1. Общее собрание – высший законодательный орган детского объединения /собирается два раза в год/.

2. ИнКом – высший исполнительный орган /собирается два раза в месяц и по мере необходимости/. Планирует работу, разрешает спорные вопросы.

Исполнительные органы /собираются 1 раз в неделю и по мере необходимости/:

1. Сектор «Художник»: руководит центром - ответственный за работу /представляет сектор в ИнКоме/.

Функции:

- оформление школы к праздникам;

- оформление стенда «Школьные новисти»

-организация конкурса открыток;

- изготовление сувениров.

2. Сектор«Спортландия»: ответственный за работу /представляет сектор в ИнКом/.

Функции:

- участие в организации школьного турслета;

- проведение эстафет;

- участие в проведении спортивных праздников.

 

3.Сектор« Трудовик»: ответственный за работу /представляет сектор в ИнКом /.

Функции:

- следят за порядком;

- организуют конкурс на самый чистый класс;

- отвечают за дежурство по школе;

-организует различные трудовые дела.

 

 

 

                           Социальный проект

                                    "Время без потерь"

                                     Авторы: организация старшеклассников "Будущее"

 

Содержание проекта

 

 

1.Информационная карта проекта……………………………..3

2. Аннотация проекта…………………………………………...4

3. 1стадия. Выбор проблемы…………………………………...5

4. Цель. Задачи…………………………………………………..6

5. 2 стадия. Сбор и анализ информации……………………….7

6. 3 стадия. Собственный вариант решения проблемы……….8

7. 4 стадия. Расчет бюджета проекта………………………….10

8. 5 стадия. Ожидаемые результаты…………………………..12

   

Информационная карта проекта

 

 

Название организации – заявителя: МОУ Кисловская средняя общеобразовательная школа, Лысковского района, Нижегородскрй области.

 

Адрес: Нижегородская область, Лысковский район, п.Нива, ул.Солдатова, д.2

 

Автор проекта: объединение старшеклассников «Будущее»

 

Руководитель проекта: Минеева Е.В., ст.вожатая.

 

Сроки выполнения: декабрь 2010- март 2011г.

 

Аннотация проекта: Данный проект « Время без потерь! » предполагает дать возможность проявлению творческих способностей и востребованности каждого участника проекта.

 

 

Аннотация проекта

 

Мы живем  в небольшом поселке. На территории поселка находится школа, в которой обучается 141человек. Начальная школа 1-4 кл.( 46 чел.), среднее звено 5-7 кл.( 64 чел), старшие классы 9-11 ( 31 чел.) 

Мы сотрудничаем с различными организациями :

 

ДДТ

 

 

Библиотека

 

 

ЗАО «Нива»

                                                             

 

МОУ КСШ

 

 

ДК

 

 

Педагогический коллектив

 

 

Детский сад

 

 

Сельская администрация

 

 

ДЮКФП

 

                                                     

На базе школы действуют детское объединение « Семицветик» и объединение старшеклассников « Будущее». Члены этих объединений активно участвуют в делах школы, поселка и района. 2001-2002 учебном году объединением  старшеклассников был написан проект « Развитие ученического самоуправления». Реализация в школе этого проекта прошла успешно, ребята активно были вовлечены в разработку и реализацию проекта. 

Данный проект « Время без потерь!» рассчитан на 4 месяца (декабрь – март).  

Проект предполагает разработку и проведение познавательно - развивающих, воспитательных мероприятий, которые дадут возможность проявлению творческих способностей и развитию активной личности.

В данном проекте мероприятия будут направлены на развитие :

                         нравственного,

                         патриотического,

                         познавательного,

                         экологического,

                         художественно-эстетического,

                         спортивного

воспитания учащегося.

 

 

1 стадия.

 

                                 Выбор проблемы.

 

В ноябре 2010г на общем собрании совета старшеклассников и ИнКома, ребята анализировали ситуацию сегодняшнего дня. Обсуждались проблемы, которые актуальны и затрагивают интересы учащихся школы.

Для выбора проблемы, которые волнуют всех детей, была предложена такая форма работы , как « Мозговой штурм». Все проблемы записывались на ватмане и каждую в последствии ребята обсуждали, делая заключения о социальной значимости каждой.

При обсуждении проблем, путем голосования определились наиболее значимые проблемы:

 - нет дружеского отношения между ребятами,

 

- недостаточно возможности для самовыражения,

 

- спад уровня социальной адаптивности,

 

- низкий уровень нравственной воспитанности некоторых ребят,

 

- привлечение к работе одних и тех же людей.

 

 

В ходе анкетирования учащихся, учителей, родителей, определилась наиболее значимая для всех проблема:

                                                                                                                                      

 

 

 

                  привлечение к работе одних и тех же людей.

Цель: вовлечение в работу всех участников проекта, повышая их творческие способности, через внеклассные мероприятия.

 

Задачи:

            1.Предоставление участником проекта возможности почувствовать свою  востребованность.                                                             

            2. Раскрытие  потенциала творческой личности.

   3. Обучение организационной работы.

            4. Эмоционально - положительный настрой участников проекта в предлагаемой работе.

            5. Разнообразить поля деятельности участников проекта.

                 

 

2 стадия

 

 

                    Сбор и анализ информации

  В результате обсуждения выявленной проблемы, ребята разделились на группы.

Первая группа обратилась к администрации школы для того , чтобы выяснить является ли данная проблема актуальна для нашей школы с точки зрения администрации. А также эта группа обратилась к педагогам за помощью в решении данной проблемы. 

Вторая группа занялась изучением нормативно – правовой базы ( закон «об образовании», Конвенция ООН « о правах ребёнка», устав школы).

Третья группа обратилась к психологу с целью подбора анкет для выявления коммуникативных способностей  и определения организаторских способностей участников проекта.

В завершении сбора различной информации, ребята собрались для анализа полученных данных и разработки собственного решения проблемы.

 

3 стадия

 

Собственный вариант решения проблемы

 

 

В ходе работы над собственным вариантом решения проблемы выделились следующие этапы: подготовительный, основной, заключительный.

 

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

мероприятие

место проведения

сроки

ответственные

1.

Сбор информации об актуальных проблемах, волнующих учащихся.

Пионерская комната

03.12.10

 ст. вожатая

2.

Анкетирование участников проекта по выявлению их способностей.

Пионерская комната.

03.12.10.

Психолог, ст.вожатая

3.

Обработка результатов анкетирования.

 

03.12.10.

Психолог

4.

Разделение участников проекта на группы по заинтересованности.

Пионерская комната

05.12.10.

Ст.вожатая

5.

Составление дальнейшего плана действий по направлениям работы.

Пионерская комната

05.12.10.

Ст.вожатая, участники проекта

 

2.ОСНОВНОЙ ЭТАП

мероприятие

Место проведения

сроки

ответственный

1

«Бал – маскарад»

Спортивный зал

27.12.10

Глушенкова М. (11кл.) куратор БорисоваЛ.И.

2

Деловая игра «Хочу быть лидером»

Реакреация   2  этажа

14.01.11

Минеева Е.В.

3

КТД « День школяра»

Реакрация      2 этажа

25.01.11

Минеева А (9кл) куратор Минеева Е.В.

4

Познавательно – развлекательная программа « День Св. Валентина»

Реакреация     2 этажа

14.02.11

Тимина Г (8кл) куратор Маслова Л.В.

5

Спортивное состязание   « А, ну-ка, парни»

Спортивный зал

22.02.11

Галузин А. (11кл)куратор Шорхин В.И.

6

КВН «Берегите женщин, женщин берегитесь.»

реакреация     2 этажа

07.03.11

Коржиманов Д (8кл) куратор Маслова Л.В.

7

КТД « Ура! Каникулы!»

Реакреация    2 этажа

19.03.11

Долгова Н. (9кл) куратор Борисова Л.А.

8

Тематическая викторина по химии

Кабинет химии

декабрь

Глушенкова Т. (8кл) куратор Лапшина Е.В.

9

Тематическая викторина по немецкому языку

Кабинет немецкого языка

январь

Каширина К.  (9кл) куратор Уткина Т.А.

10

Тематическая викторина по географии

Кабинет географии

февраль

Ткаченко Е. (9кл) куратор Малышева В.В

11

Тематическая викторина по математике

Кабинет математики

март

Карташова Е (11кл) куратор Соболева Е.В.

12

Строительство горки

Около здания школы

декабрь

Трошин А (8кл) куратор Минеева Е.В.

13

Строительство снежного городка

Около здания д/сада

декабрь-февраль

Андреев С (9кл) куратор Нефедова Л.А.

14

Строительство катка

Около здания школы

декабрь

 Карташова Д (11кл) куратор Горячева Т.В.

15

Подготовка рассады цветов для школьного цветника

школа

март

Сырова С. (8кл) куратор Коломина Т.Н.

 

3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

мероприятие

Место проведения

сроки

ответственный

1

Обсуждение и анализ работы.

Пионерская комната

31.03.11

Ст.вожатая, участники проекта

2

Подведение итогов . Награждение всех участников проекта.

Реакреация    2 этажа

31.03.11

Ст. вожатая, участники проекта

 

 

4 стадия

 

 

                   Расчет бюджета проекта

Статья дохода

Сумма в рублях

Продажа лотерейных билетов

700

Продажа входных билетов на мероприятия

500

Сбор и сдача макулатуры

500

Спонсорская помощь

1000

Итого:

2700

Статья расходов

Сумма в рублях

Призы (на новогоднюю лотерею, награждение)

1000

Канцтовары (бумага д/ксерокса, цветная бумага, гуашь, ватман, маркеры)

500

Хоз.инвентарь

150

Украшение зала (шарики, елочный дождь)

200

Семена цветов

100

Непредвиденные расходы

500

Итого:

2450

 

 

 

 

5 стадия

 

 

Ожидаемые результаты

 

 

Мы предполагаем , что в результате реализации проекта произойдут следующие изменения:

 

·         Ребята научатся самостоятельно распределять обязанности между собой;

·         Повысятся коммуникативные способности участников проекта;

·         Участники проекта почувствуют свою востребованность;

·         Научатся работать в группах;

·         Участники проекта приобретут новые знания;

·         Раскроются ,как творческие личности.

Результаты каждого участника проекта будут отслеживаться на общем стенде – рейтинге, в котором будут фиксироваться личные достижения каждого.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»